«Всё кругом» З. Гиппиус
Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко-тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно довольное, тайно-блудливое, Плоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, черное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное! Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
1904 г., СПБ.
Сборник «Собрание стихов. Книга вторая. 1903–1909».
Анализ стихотворения Гиппиус «Все кругом»
Стихотворение «Все кругом» написано в 1904 году. В это период Гиппиус уже добилась литературной известности и была полноправной хозяйкой религиозно-философских салонов. Стихотворение является отражением взгляда автора на действительность и эстетской попыткой ее философского осмысления. Оно содержит плохо скрытые ноты самолюбования и является демонстрацией творческих возможностей поэтессы, и надо признать, что они неоспоримы.
Произведение, написанное словно на одном дыхании, является настоящим криком протеста и содержит следующие выразительные средства:
- пространный ряд однородных членов предложения, порой затрудняющий восприятие, который является логическим продолжением названия;
- лексические повторы – «Мы знаем, мы знаем» «…ложное, ложное», «…серое, в сером упорное» – завораживают читателя и создают необходимые интонационные акценты;
- риторическое восклицание – «…ложное, ложное!» – оформляет то, что открыто лирическому герою – а это противоестественность происходящего;
- риторический вопрос – «что радости в плаче?» – отражает тщету жалоб;
- авторский неологизм – «сохлое», «непереносное», диковинные наречия «болотно» и «тинно»;
- антонимы – «жизнь – смерть», «радость – плач»;
- ряд оборотов имеет признаки силлепса – объединения неоднородных членов в общем смысловом и синтаксическом подчинении – «жестко-тупое», «мелко-нечестное»;
- аллитерация – «болотно и тинно застойное», где носовой «н» создает впечатление, как от удушья, звонкие «р» и «ж» – «серое, в сером упорное», «ложное, ложное» – ощущение тревоги, а свистящий «с» – «скользкое, стыдное, низкое, тесное» – омерзения.
Обилие определений призвано точно отобразить жизнь, и отображение это нерадостно – очевидно, что автор делится с читателем сокровенным, наболевшим.
Стихотворение содержит всего три предложения и тематически и идейно делится на две неравных части. Первое предложение – очень распространенное – констатирует признаки действительности. Два последних являются своеобразным выводом из сказанного, контрастом к нему, и совершенно меняют его смысл.
На первый взгляд может показаться, что стихотворение является выражением претензии к жизни, плачем по несбывшемуся. Но это не так – стихотворение отражает силу личности лирического героя, умеющего ждать, но способного и на бунт. Уверенность в том, что все будет иначе, является отражением общественных настроений, чреватых революционной ситуацией.