Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Всё кругом» З. Гиппиус

Страшное, грубое, липкое, грязное, 
Жестко-тупое, всегда безобразное, 
Медленно рвущее, мелко-нечестное, 
Скользкое, стыдное, низкое, тесное, 
Явно довольное, тайно-блудливое, 
Плоско-смешное и тошно-трусливое, 
Вязко, болотно и тинно застойное, 
Жизни и смерти равно недостойное, 
Рабское, хамское, гнойное, черное, 
Изредка серое, в сером упорное, 
Вечно лежачее, дьявольски косное, 
Глупое, сохлое, сонное, злостное, 
Трупно-холодное, жалко-ничтожное, 
Непереносное, ложное, ложное!  

      Но жалоб не надо; что радости в плаче?  
      Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. 

Дата создания: 1904 год.

Анализ стихотворения Гиппиус «Все кругом»

Стихотворение «Все кругом» написано в 1904 году. В это период Гиппиус уже добилась литературной известности и была полноправной хозяйкой религиозно-философских салонов. Стихотворение является отражением взгляда автора на действительность и эстетской попыткой ее философского осмысления. Оно содержит плохо скрытые ноты самолюбования и является демонстрацией творческих возможностей поэтессы, и надо признать, что они неоспоримы.

Произведение, написанное словно на одном дыхании, является настоящим криком протеста и содержит следующие выразительные средства:

  • пространный ряд однородных членов предложения, порой затрудняющий восприятие, который является логическим продолжением названия;
  • лексические повторы – «Мы знаем, мы знаем» «…ложное, ложное», «…серое, в сером упорное» – завораживают читателя и создают необходимые интонационные акценты;
  • риторическое восклицание – «…ложное, ложное!» – оформляет то, что открыто лирическому герою – а это противоестественность происходящего;
  • риторический вопрос – «что радости в плаче?» – отражает тщету жалоб;
  • авторский неологизм – «сохлое», «непереносное», диковинные наречия «болотно» и «тинно»;
  • антонимы – «жизнь – смерть», «радость – плач»;
  • ряд оборотов имеет признаки силлепса – объединения неоднородных членов в общем смысловом и синтаксическом подчинении – «жестко-тупое», «мелко-нечестное»;
  • аллитерация – «болотно и тинно застойное», где носовой «н» создает впечатление, как от удушья, звонкие «р» и «ж» – «серое, в сером упорное», «ложное, ложное» – ощущение тревоги, а свистящий «с» – «скользкое, стыдное, низкое, тесное» – омерзения.

Обилие определений призвано точно отобразить жизнь, и отображение это нерадостно – очевидно, что автор делится с читателем сокровенным, наболевшим.

Стихотворение содержит всего три предложения и тематически и идейно делится на две неравных части. Первое предложение – очень распространенное – констатирует признаки действительности. Два последних являются своеобразным выводом из сказанного, контрастом к нему, и совершенно меняют его смысл.

На первый взгляд может показаться, что стихотворение является выражением претензии к жизни, плачем по несбывшемуся. Но это не так – стихотворение отражает силу личности лирического героя, умеющего ждать, но способного и на бунт. Уверенность в том, что все будет иначе, является отражением общественных настроений, чреватых революционной ситуацией.

Метки:

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах