«Святая Русь» М. Волошин
А. М. ПетровойСуздаль да Москва не для тебя ли
По уделам землю собирали
Да тугую золотом суму?
В рундуках приданое копили
И тебя невестою растили
В расписном да тесном терему?Не тебе ли на речных истоках
Плотник-Царь построил дом широко –
Окнами на пять земных морей?
Из невест красой да силой бранной
Не была ль ты самою желанной
Для заморских княжих сыновей?Но тебе сыздетства были любы –
По лесам глубоких скитов срубы,
По степям кочевья без дорог,
Вольные раздолья да вериги,
Самозванцы, воры да расстриги,
Соловьиный посвист да острог.Быть царёвой ты не захотела –
Уж такое подвернулось дело:
Враг шептал: развей да расточи,
Ты отдай казну свою богатым,
Власть – холопам, силу – супостатам,
Смердам – честь, изменникам – ключи.Поддалась лихому подговору,
Отдалась разбойнику и вору,
Подожгла посады и хлеба,
Разорила древнее жилище
И пошла поруганной и нищей
И рабой последнего раба.Я ль в тебя посмею бросить камень?
Осужу ль страстной и буйный пламень?
В грязь лицом тебе ль не поклонюсь,
След босой ноги благословляя, –
Ты – бездомная, гулящая, хмельная,
Во Христе юродивая Русь!
19 ноября 1917 г., Коктебель.
Сборник «Неопалимая купина» (1924). Раздел «Пути России».
Анализ стихотворения Волошина «Святая Русь»
Стихотворение «Святая Русь» написано в ноябре 1917 года, когда масштабы бедствия под названием «свержение самодержавия» обозначились во всем своем ужасающем виде. Полный паралич государственной власти, нараставший на протяжении полутора десятилетий, привел автора в отчаяние и натолкнул на проведение в рамках произведения аналогии с самыми трагическими страницами российской истории.
Стихотворение переполнено символикой и содержит следующие, оригинальные, характерные для Волошина многочисленные выразительные средства:
- инверсию – «силой бранной», «по лесам … скитов срубы», «быть … ты не захотела», «казну (народные богатства) свою» – создающую яркий акцент на последнем слове каждого словосочетания, придающую изложению характер русских былин и плачей, слово «скит» выступает здесь символом отрешения от всего земного, стремления к духовной независимости;
- метафоры – «невестою растили (берегли ее честь, безупречную репутацию)», «построил широко», «след босой ноги благословляя (в контексте речи – прославляя)» – описывают восхищение автора древней историей и величием родной страны, его любовь к отчизне даже в условиях его упадка, разорения: босая нога – символ нищеты;
- эпитеты – «расписной терем», «земные (разбросанные по всей земле, отстоящие далеко друг от друга) моря», «бранная (военная) сила», «заморские сыновья», «глубокие (очень удаленные) скиты», «лихие подговоры», «последний (презираемый всеми) раб», «страстной (следствием которого являются страсти в значении «страдания, горе») и буйный пламень», «древнее жилище (государственное здание, создаваемое веками», «бездомная, гулящая, хмельная, юродивая Русь» – являющиеся истинными украшениями, расцвечивающими ткань текста;
- распространенные ряды однородных членов предложения – «собирали, копили, растили», «срубы, кочевья, раздолья, вериги, самозванцы, воры, расстриги, посвист, острог», «поддалась, отдалась, подожгла, разорила, пошла» – позволяют создать эпическую (несмотря на объем произведения) картину бедствия;
- парцелляцию – «…суму? В рундуках…», «… бросить камень? Осужу ль..» – создает интонационный акцент на каждом фрагменте, выделяя его;
- перифраз – «плотник-царь» – подразумевается Петр I, «соловьиный посвист» подразумевается разбой (отсылка к Соловью-разбойнику);
- многочисленные примеры эллипсиса – «…широко – (а именно) окнами на пять … морей…», «власть – (отдай) холопам» – отсеивающие второстепенную информацию, сосредотачивая внимание читателя на главной;
- фразеологизмы – «в грязь лицом», «бросить камень (осудить)»;
- устаревшую лексику и лексику высокого стиля – «краса», «пламень»;
- архаизмы – «сыздетства (с детства)», «терем (жилое помещение в верхней части богатого дома)», «удел (княжеское владение)», «вериги (цепи)», «смерд (свободный крестьянин-земледелец, в контексте речи – бесчестный человек)», «супостат (недруг, противник)», «холоп (человек, находящийся на нижней ступени социальной лестницы, бесправный, практически раб, не обладающий государственным подходом, временщик)», «посад (часть города вне крепостной стены, пригород)», «острог (тюрьма)»;
- риторические вопросы – «… не для тебя ли собирали?», «… растили в терему?», «… не тебе ли?..», «… не была ль ты?..», «Я ль посмею?…», «Осужу ль?..», «…тебе ль не поклонюсь?» – которые, являясь примером синтаксического параллелизма, фактически констатируют исторические события – обретение Россией своей мощи и государственности, и преклонение автора перед ее немеркнущей славой;
- риторическое восклицание – «… юродивая (в контексте речи – самобытная, хранимая Богом, не от мира сего) Русь!» – эффектно завершающее стихотворение.
Богатство лексики М. А. Волошина таково, что многие слова требуют объяснения. «Расстрига» – это священнослужитель, лишенный сана, в контексте речи – символ человека с сомнительной репутацией, «рундук» – большой сундук, ларь, кладовая. Оборот «тугая золотом сума» – следует понимать таким образом: сумка тугая оттого, что плотно набита золотыми монетами.
Поэт-патриот олицетворяет Россию, сравнивает ее историю с историей жизни опустившейся женщины – ее холили и растили, как царевну, но она в определенный момент своей жизни проявила неразборчивость и преступную слабость, обнищала и утратила честь и достоинство. Стихотворение необычайно актуально и в наши дни и содержит прямые отсылки к событиям новейшей истории России.