«Зимнее утро» А. Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
3 ноября 1829 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»
Стихотворение написано в 1829 году, скорее всего, в период пребывания в Павловском – в имении Вульфов в Тверской губернии. Только гений Пушкина позволяет единственным росчерком пера создать фотографически точную картину погожего зимнего утра – это первое предложение.
Средства художественной выразительности, которые мы находим в тексте стихотворения:
- эпитеты – «друг милый, прелестный», «великолепные ковры», «янтарный блеск», «веселый треск», «милый берег», «мутное небо» – рисуют живописные картины природы и уюта сельского дома;
- метафоры – «предадимся бегу», «звездою явись»;
- сравнения – «луна, как пятно», «коврами …снег лежит»;
- олицетворения – «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные» – позволяют исчерпывающе описать вечернее ненастье и ярче противопоставить его свежей гармонии зимнего утра;
- антонимы – «вечор – нынче»;
- риторические восклицания – «…день чудесный!», «звездою явись!» – передают приподнятый настрой лирического героя, его жажду жизни и счастья;
- обращения – «красавица», «друг милый», «друг прелестный» – отражают отношение в собеседнице, выражают побуждающий мотив лирического героя;
- инверсия – «день чудесный», «ты печальная сидела», «кобылка бурая»;
- многосоюзие – «и ель зеленеет, и речка блестит» – помогает привлекательно изобразить картину зимнего солнечного утра;
- парцелляция – «приятно думать у лежанки. Но знаешь…» – отражает порывистую натуру автора: он не привык долго сосредотачиваться на одном деле;
- ряды однородных членов предложения – « проснись, открой, явись», «поля, леса, берег»;
- риторический вопрос – «…не велеть ли … кобылку запречь?» – маскирует уже оформившееся желание лирического героя прокатиться и создает у собеседницы видимость свободы выбора;
- катахреза «прозрачный лес чернеет» настолько органична, что не даже вызывает вопроса о том, как может чернеть прозрачный лес: очевидно, что он черен лишь издали, а вблизи просматривается насквозь.
Простонародные словечки «нынче», «вечор», «запречь» поэт органично совмещает с лексикой высокого стиля «Аврора», «предадимся» и старославянизмами – «нега (в данном контексте – лень)», «взоры (в данном контексте – глаза)». Надо понимать, что лежанка – это невысокий каменный выступ у печи, предназначенный для лежания.
Аврора – это богиня утренней зари в римской мифологии. Северная Аврора – это аллегория русского рассвета. Таким образом, поэт сопоставляет свою собеседницу и с богиней, и со звездой (русского севера) одновременно.