Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Зимнее утро» А. Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

Стихотворение написано в 1829 году, скорее всего, в период пребывания в Михайловском. Только гений Пушкина позволяет единственным росчерком пера создать фотографически точную картину погожего зимнего утра — это первое предложение.

Средства художественной выразительности, которые мы находим в тексте стихотворения:

  • эпитеты – «друг милый, прелестный», «великолепные ковры», «янтарный блеск», «веселый треск», «милый берег», «мутное небо» — рисуют живописные картины природы и уюта сельского дома;
  • метафоры — «предадимся бегу», «звездою явись»;
  • сравнения – «луна, как пятно», «коврами …снег лежит»;
  • олицетворения – «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные» — позволяют исчерпывающе описать вечернее ненастье и ярче противопоставить его свежей гармонии зимнего утра;
  • антонимы — «вечор – нынче»;
  • риторические восклицания — «…день чудесный!», «звездою явись!» — передают приподнятый настрой лирического героя, его жажду жизни и счастья;
  • обращения — «красавица», «друг милый», «друг прелестный» — отражают отношение в собеседнице, выражают побуждающий мотив лирического героя;
  • инверсия – «день чудесный», «ты печальная сидела», «кобылка бурая»;
  • многосоюзие — «и ель зеленеет, и речка блестит» — помогает привлекательно изобразить картину зимнего солнечного утра;
  • парцелляция – «приятно думать у лежанки. Но знаешь…» — отражает порывистую натуру автора: он не привык долго сосредотачиваться на одном деле;
  • ряды однородных членов предложения – « проснись, открой, явись», «поля, леса, берег»;
  • риторический вопрос — «…не велеть ли … кобылку запречь?» — маскирует уже оформившееся желание лирического героя прокатиться и создает у собеседницы видимость свободы выбора;
  • катахреза «прозрачный лес чернеет» настолько органична, что не даже вызывает вопроса о том, как может чернеть прозрачный лес: очевидно, что он черен лишь издали, а вблизи просматривается насквозь.

Простонародные словечки «нынче», «вечор», «запречь» поэт органично совмещает с лексикой высокого стиля «Аврора», «предадимся» и старославянизмами — «нега (в данном контексте — лень)», «взоры (в данном контексте — глаза)». Надо понимать, что лежанка — это невысокий каменный выступ у печи, предназначенный для лежания.

Аврора — это богиня утренней зари в римской мифологии. Северная Аврора – это аллегория русского рассвета. Таким образом, поэт сопоставляет свою собеседницу и с богиней, и со звездой (русского севера) одновременно.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Лермонтов; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Пастернак; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Суриков; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах