«Детство» И. Суриков
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;Вот свернулись санки
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.Весь ты перезябнешь, –
Руки не согнешь, –
И домой тихонько,
Нехотя бредешь.Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой,И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.В уголке согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.Слушаю я сказку –
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич –
Это будто я.Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.Вот я к ней подкрался
И за клетку – хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
1865 или 1866 гг.
Анализ стихотворения Сурикова «Детство»
Иван Захарович Суриков (1841 – 1880) – известный русский поэт XIX века. Основным направлением его творчества была так называемая «крестьянская лирика». Его работы были вдохновлены сюжетами из жизни простых русских людей – хлебопашцев, ямщиков, косарей, доярок, словом, всех тех, кому приходилось добывать свой хлеб тяжёлым трудом.
Поэту удивительно тонко удавалось подметить душевное состояние своих героев, тонко выписывать их характеры в своих стихотворениях. Одно из самых знаменитых произведений Сурикова, «Детство», в настолько живых и ярких красках воссоздаёт картины из жизни крестьянского ребёнка, что поневоле проникаешься его настроением, а его радости и горести воспринимаются как собственные.
Речь в стихотворении идёт от лица главного героя – деревенского мальчишки. По-детски кратко он знакомит читателя с окружающим его миром:
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой…
Правдоподобность повествования достигается благодаря междометиям, звукоподражаниям («хлоп!», «хвать!»), ошибкам в словах, выдающим неграмотность маленького героя («качуся», «на печь»). С наивной непосредственностью мальчик оценивает свои злоключения – падение в сугроб для него настоящее горе, хотя остальные ребята смеются над происшествием.
Звонкость и бодрый ритм этому произведению придаёт трёхстопный хорей. Юному читателю будет нетрудно заучить это произведение, так как четверостишия в нём короткие, строки содержат по два-четыре слова, а выражения, как и полагается речи ребёнка, незамысловатые и эмоциональные.
Поэт использует рефрены, чтобы рассказ героя звучал реалистичнее:
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:
С помощью ассонансов (повторы гласных «о», «у») оживает не только речь мальчика, но и окружающая природа. Несколько раз упоминается голос стихии («вьюга воет», «трубе», «ветер злой поёт», «за окном»), которая противопоставляется тишине и безопасности в доме. Часто поэт использует слово «тихо», чтобы подчеркнуть спокойствие крестьянского жилища:
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом…
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит…
Противопоставлен этому покою живо переданный сон мальчика. В отличие от крестьянский будней он яркий и динамичный, наполнен сказочными образами.
Лирический герой знакомит читателя не только с собственными приключениями наяву и во сне, но и незаметно раскрывает особенности жизни взрослых людей: прядение льна женщинами, плетение лаптей старшими членами семьи.
К финалу читатель понимает, что на самом деле повествование ведётся от лица взрослого, который вспоминает беззаботную детскую пору, но благодаря поэтическому таланту, использованию литературных приёмов оно приобрело черты живого рассказа ребёнка.