«Когда исчезнет омраченье…» Е. Баратынский
* * * Когда исчезнет омраченье
Души болезненной моей?
Когда увижу разрешенье
Меня опутавших сетей?
Когда сей демон, наводящий
На ум мой сон его мертвящий,
Отыдет, чадный, от меня
И я увижу луч блестящий
Всеозаряющего дня?
Освобожусь воображеньем
И крылья духа подыму
И пробужденным вдохновеньем
Природу снова обниму?Вотще ль мольбы? напрасны ль пени?
Увижу ль снова ваши сени,
Сады поэзии святой?
Увижу ль вас, её светила?
Вотще! я чувствую: могила
Меня живого приняла
И лёгкий дар мой удушая,
На грудь мне дума роковая
Гробовой насыпью легла.
<1834>
Анализ стихотворения Е. А. Баратынского «Когда исчезнет омраченье…»
Стихотворение написано Е. А. Баратынским в 1834 году. Это нелегкий период в творчестве поэта: он утрачивает мотивацию писать. Сегодня о причинах этого явления можно только догадываться. Возможно, это была личная драма, возможно – подавление декабристского восстания либо запрет на выпуск журнала «Европеец», который, как полагал поэт, поставил крест на его словесных трудах. В период с 1831 по 1835 год он написал всего несколько стихотворений, и «Когда исчезнет омраченье…» – одно из них.
Произведение украшают такие средства художественной выразительности, как:
- инверсии – «исчезнет омраченье», «души болезненной моей», «меня опутавших», «дума роковая», «на ум мой» – изменение порядка слов призвано подчеркнуть яркие определения каждого понятия;
- устаревшая лексика – «отыдет (отойдет, оставит в покое)», «сей», «вотще» является приметой времени написания;
- олицетворения – «могила приняла», «удушая, на грудь … дума … легла» – придают образность;
- эпитеты – «болезненная душа», «мервтящий сон», «чадный (зловонный) демон», «всеозаряющий день», «святая поэзия», «легкий дар», «роковая дума», «пробужденное вдохновенье» – позволяют лаконично описать явления и чувства;
- многочисленные риторические вопросы – «Когда исчезнет?..», «Когда увижу?..», «Когда … отыдет?.», «Вотще (напрасны) ль?..», «напрасны ль?..», «увижу ль вас?» – обращены к самому себе и отражают охватившее поэта уныние;
- риторическое восклицание – «Вотще!» – единственный ответ на поставленные вопросы, знак отчаяния;
- метафоры – «омраченье души», «крылья духа», «сени садов», «светила садов», «освобожусь воображеньем», сокращающие объем текста, хотя такая цель и не ставилась;
- ряд однородных членов предложения – «увижу, освобожусь, подыму, обниму»;
- синтаксический параллелизм – «Вотще ль?..», «напрасны ль?..», «Увижу ль?..»;
- перифраз – «сады поэзии святой» – поэт имеет в виду поэтическое творчество, увидеть сени этих метафорических садов – значит, стать причастным к такому творчеству, начать работать, творить, «светила садов» – то, что способно в переносном смысле осветить их, иными словами, прославить творца – его вдохновение;
- сравнение – «легла насыпью»;
- синонимы – «вотще», «напрасны».
Ряд слов требуют объяснения. «Разрешение сетей» – устранение препятствий, решение проблемы, в контексте речи – это избавление от сетей, пут, препятствующих полету творческой мысли. Слово «пени» означает укоры, сожаления.
Эстетика Баратынского предполагает обоснование принципа «истины чувств» – в рамках стихотворения поэт обнажает перед читателем душу, делится сокровенным.