«Паровоз» Е. Благинина
– Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
– Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!
Анализ стиха Е. Благининой «Паровоз»
Стихотворение иллюстрирует знакомую каждому ребенку мечту о чуде. Ведь в предлагаемой автором ситуации ребятишки ожидают не только подарков, но и волнующего, погружающего их в сказку диалога с неживым предметом, который является и игрушкой, и полноправным собеседником, другом. И желанное общение становится не только возможным, но и небесполезным.
Стихотворение включает такие средства художественной выразительности:
- обращение – «Паровоз», которое фиксирует внимание ребенка на объекте речи и является способом олицетворения;
- лексические повторы – «Паровоз, Паровоз», «Я привез… Я привез…» – создают дополнительный акцент на главном персонаже и его действиях;
- вопросно-ответную форму изложения, формирующую у ребенка понимание причинно-следственных связей явлений и событий;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «книжки», «ребятишки», обусловленные тематикой произведения и возрастом целевой аудитории – они делают речь доступной для самых маленьких;
- контекстуальные синонимы – «ребятишки, малыши» – позволяют расцветить речь и избежать тавтологии;
- риторические восклицания – «Пусть читают… !», «Пусть рисуют…!» – придают речи эмоциональную окраску, причем повтор частицы «пусть» усиливает выражение побудительности, волеизъявления с ласковым оттенком;
- аллитерацию – «книжки, ребятишки, карандаши, малыши», формирующие именные рифмы шипящие являются эффектным средством звукописи;
- инверсию – «читают ребятишки», «рисуют малыши», которая формирует особую интонацию желательности действия.
Полусказочный сюжет стихотворения и его занимательная форма позволяют не только оживить, очеловечить сложно устроенный механизм, но и наделить его доброй душой, веселым нравом и лучшими человеческими качествами – заботливостью, доброжелательностью, щедростью.
Крошечное произведение Е. А. Благининой при всей своей простоте имеет большое воспитательное значение: тема в виде появления игрушечного паровозика будит у маленького человека фантазию. Вместе с тем в рамках стихотворения поэтесса, не перегружая внимания читателя, доносит до детей младшего возраста идею о необходимости учиться, развивать воображение и творческие способности, видеть красоту окружающего мира и передавать ее другим, пропуская сквозь призму собственного, пусть и детского, незрелого, восприятия.
Автор: Елена Благинина