«Дождь» М. Волошин
В дождь Париж расцветает,
Точно серая роза…
Шелестит, опьяняет
Влажной лаской наркоза.А по окнам танцуя
Всё быстрее, быстрее,
И смеясь и ликуя,
Вьются серые феи…Тянут тысячи пальцев
Нити серого шёлка,
И касается пяльцев
Торопливо иголка.На синеющем лаке
Разбегаются блики…
В проносящемся мраке
Замутились их лики…Сколько глазок несхожих!
И несутся в смятенье,
И целуют прохожих,
И ласкают растенья…И на груды сокровищ,
Разлитых по камням,
Смотрят морды чудовищ
С высоты Notre-Dame…
Март 1904 г.
Из цикла «Париж».
Книга «Годы странствий» (1900–1910). Сборник «Годы странствий».
Анализ стихотворения Волошина «Дождь»
Стихотворение «Дождь» было написано в марте 1904 года. М. А. Волошин описывает ненастный день в Париже со знанием дела, поскольку в это время живет на две страны – попеременно то в России, то во Франции. Поэт очарован городом – и он такой не один.
Главный герой произведения – дождь, дающий название стихотворению. Поэт олицетворяет его, делает творцом, удивляющим мир, вызывающим к жизни пресловутых фей. Стихотворение включает такие средства художественной выразительности:
- сравнение – «расцветает, точно роза» – роскошный цветок выбран не случайно – это отсылка к стереотипу о Париже как городе богачей;
- эпитеты – «серая роза», «влажная ласка», «серые феи» – помогают одним мазком создать оригинальные, точные образы;
- олицетворения – «Париж расцветает», «касается иголка», «разбегаются блики», «замутились лики», «смотрят морды»;
- ряды однородных членов предложения – в основном глаголов и глагольных форм – «расцветает, шелестит (шинами машин), опьяняет», «танцуя, смеясь, ликуя» – наполняют пространство стиха движением;
- оригинальные метафоры – «опьяняет лаской наркоза (то есть помимо воли человека, незаметно, неосознаваемо)», «разлитые по камням сокровища» – характерные для волошинской манеры изложения, которые простую воду превращают в драгоценности;
- лексический повтор – «быстрее, быстрее» – отражает стремительность дождевых струй, стекающих по стеклам – именно в них прячутся шаловливые феи;
- умолчания – «вьются феи…», «разбегаются блики…», «замутились лики…» – вносят в изложение мистические ноты;
- риторическое восклицание – «Сколько глазок!..»;
- инверсия – «касается иголка», «вьются феи», «тянут тысячи пальцев» – выстраивает ритмическую гармонию;
- многосоюзие – «и несутся, и целуют, и ласкают, и смотрят» – акцентирует внимание на каждом фрагменте предложения;
- контекстуальные антонимы – «лик – морда».
Стихотворение относится к жанру городской пейзажной лирики, оно пронизано ощущением дождя как чуда (танец фей), трансформирующего реальность. В стихотворении доминирует серый цвет – «серая роза», «серые феи», «нити серого шелка» – глянцевый отблеск мокрых мостовых и стен домов. Но он не делает произведение скучным, унылым. Напротив, поэт пропускает через себя красоту внешнего мира, наблюдаемую и фиксируемую лирическим героем. Дождь лишь подчеркивает строгое великолепие древнего, но вечно молодого города.
Восторженное приятие мира в целом характерно для Волошина – в Париже оно становится особенно явным.