Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Про девочку, которая нашла своего мишку» С. Чёрный

Мишка, мишка, как не стыдно!
Вылезай из-под комода…
Ты меня не любишь, видно?
Это что еще за мода…
Как ты смел удрать без спроса?
На кого ты стал похож?
На несчастного барбоса,
За которым гнался еж…
Весь в пылинках,
В паутинках,
Со скорлупкой на носу…
Так рисуют на картинках
Только чертика в лесу.
Целый день тебя искала –
В детской, в кухне, в кладовой,
Слезы локтем вытирала
И качала головой…
В коридоре полетела, –
Вот, царапка на губе…
Хочешь супу? я не ела –
Все оставила тебе.
Мишка-миш, мохнатый мишка,
Мой лохматенький малыш!
Жили-были кот да мышка…
Не шалили! слышишь, миш?
Извинись, скажи: не буду
Под комоды залезать.
Я куплю тебе верблюда
И зеленую кровать.
Самый мой любимый бантик
Повяжу тебе на грудь:
Будешь милый, будешь франтик, –
Только ты послушным будь…
Что молчишь? возьмем-ка щетку –
Надо все соринки снять.
Чтоб скорей тебя, уродку,
Я могла расцеловать.

1916 г.

Анализ стиха С. Черного «Про девочку, которая нашла своего мишку»

Мир детства, который создает в своих произведениях С. Черный, уникален. Это отмечали все его современники. Его творчество будет актуальным вечно, так как поэт рассказывает о беззаботной, радостной жизни, о счастье быть ребенком. Произведения Черного всегда содержат четкие, конкретные образы и насыщены юмором и тонкой иронией. Таково и произведение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Недаром на студии «Пилот» А. Татарского по нему снят мультипликационный фильм.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • лексические повторы – «мишка, мишка», «будешь милый, будешь франтик»;
  • риторические восклицания – «как не стыдно!», «Вылезай … !», «На кого ты … похож!», отражающие непосредственность ребенка;
  • риторические вопросы – «Хочешь супy?», «Слышишь…?»;
  • разговорную лексику – «удрать», «полетела (в значении упала)», «дай-ка», которая придает речи девочки достоверность, искренность;
  • эпитеты – «несчастный барбос», «лохматенький малыш» – для выражения эмоциональной оценки;
  • инверсию – «гнался еж», «самый свой любимый…», «ты послушным будь», формирующую стихотворный размер;
  • частотность слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «пылинка», «паутинка», «чертик», «бантик», «франтик», «лохматенький» – подчеркивает, насколько дорога девочке найденная игрушка;
  • ряды однородных членов предложения – «в детской, в кухне, в кладовой», «искала, вытирала, качала»;
  • аллитерацию – «мишка-миш, мохнатый мишка», «шалили, слышишь, миш» – как средство звукописи;
  • парцелляцию – «Hy да ладно. Дай-ка щеткy», отражающую особенности детской речи;
  • обращения – «мишка», «малыш», «уродка»;
  • контекстуальные синонимы – «милый (нарядный), франтик».

Ирония заключается в том, что девочка бессознательно имитирует поведение взрослой женщины (скорее всего – своей мамы): это и мгновенные перепады настроения, когда упреки чередуются с желанием поцеловать или попытками вызвать к себе сочувствие. В девочке словно борются необходимость наказать «непослушного» мишку, призвать к порядку (отсюда частотность глаголов повелительного наклонения – «вылезай», «извинись», «скажи», «будь», «дай») и желание приласкать его.

Главная цель стихотворения – воспитание человечности, даже если она «прикладывается» к игрушке. Ведь именно игра (и любящие разумные родители) помогает ребенку выработать гуманистическую жизненную модель, которой он будет следовать.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах