Антитеза
Часто, чтобы придать значимость какому-либо образу или идее, требуется привести другой образ с противоположным значением, чтобы на его фоне ярче выделились качества первого. Такой приём широко используется в риторике. Вспомним знаменитый тезис из гимна СССР 1922-1944 гг.: «Кто был ничем, тот станет всем».
Это не что иное, как антитеза или риторическое противопоставление. Этот термин пришёл из греческого языка, где «antithesis» буквально переводится как «противопоставление». В литературе антитеза относится к фигурам речи и представляет собой оборот, при котором сопоставляются два противоположных по значению явления, предмета, события, персонажа и т. д., связанные между собой общим внутренним смыслом или речевой конструкцией. Поскольку противопоставление производится для создания контраста между сравниваемыми предметами, то в антитетических конструкциях часто можно встретить антонимы – слова с прямо противоположным значением (длинный – короткий, светлый – тёмный, добрый – злой и т. п.).
В художественной речи антитеза может применяться в нескольких случаях:
- при сопоставлении контрастных образов, явлений, предметов, ситуации и т. д.
Пусть светит месяц – ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, –
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.«Пусть светит месяц – ночь темна…», А. А. Блок.
- при изображении нескольких образов, в комплексе формирующих единую картину, нечто целое, состоящее из разнородных, контрастных элементов. Хорошим примером такой антитезы может служить описание отношений Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе А. С. Пушкина:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Здесь оба типажа представляют собой составные элементы единого целого – дружеского союза.
- при создании образа-противовеса для оттенения центрального образа.
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались клики,
Надгробные там воют лики
И бледна Смерть на всех глядит…«На смерть князя Мещерского», Г. Р. Державин.
Стоит отметить, что Гавриил Романович Державин часто прибегает к антитезе с воспитательной целью. Приводя в своих стихотворениях контрастирующие образы, поэт обличает пороки своих современников:
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.«Фелица»
Вот пример того, как антитеза используется для создания цельного гармоничного образа, состоящего из противоположных черт. Это фрагмент стихотворения «Тройственный союз» Марины Цветаевой:
У нас за робостью лица
Скрывается иное.
Мы непокорные сердца.
Мы молоды. Нас трое.Мы за уроком так тихи,
Так пламенны в манеже.
У нас похожие стихи
И сны одни и те же.
Обратим внимание на то, как поэтесса противопоставляет качества своих героев – робость и дерзость, застенчивость и страстность, которые меняются в зависимости от ситуации.
А вот пример контраста внутреннего содержания и внешнего проявления чувств человека:
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод – в весельи, зной –
В Вашем унынии.
В следующем стихотворении наблюдаем за тем, как одно и то же явление оказывается диаметрально противоположным самому себе в зависимости от того, с чьей стороны взглянуть:
Всё великолепье
Труб – лишь только лепет
Трав – перед Тобой.Всё великолепье
Бурь – лишь только щебет
Птиц – перед Тобой.Всё великолепье
Крыл – лишь только трепет
Век – перед Тобой.
Этот «Ты», о котором говорит поэтесса, очевидно, сам Бог. Поэтому грозный для человека гул труб становится слабым лепетом, шум бури – птичьим щебетом, а взмахи мощных крыльев кажутся не более, чем трепетом век.
Некоторые поэты старались с помощью антитезы передать противоречивость человеческой натуры. У Петрарки встречаем целый сонет, построенный на антитезе:
И мира нет – и нет нигде врагов;
Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь – и в небесах витаю;
Всем в мире чужд – и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнет суров;
Амур не губит и не рвет оков;
И жизни нет конца и мукам – краю.
Я зряч – без глаз; нем – вопли испускаю;
И жажду гибели – спасти молю;
Себе постыл – и всех других люблю;
Страданьем – жив; со смехом я – рыдаю;
И смерть и жизнь – с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, – ты!«Орфей без Эвридики», перевод Ю. Н. Верховского.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.«Дума», М. Ю. Лермонтов.
Михаилу Юрьевичу Лермонтову также удалось выразить противоречивое состояние целой страны посредством антитезы:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Персидский поэт Низами, используя этот приём, показал, как может страдать человек, если его чувства противоположны чувствам его избранницы:
Склонность всё легче твоя, страсть моя всё весомей
Чаши колеблет любовь на весах почему?
Я неизменен, любовь же твоя изменилась
Где я ошибся, попался впросак почему?«Раненный в сердце в кровавых слезах почему…», перевод М. Борисовой.
Противопоставляться в произведении могут целые эпохи. Вот как сплетает противоположные образы войны и мира в своих строках Юлия Друнина:
Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел –
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
– Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Понимаешь, просто не могу
Я тебя представить в сапогах!..Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
– Вот, лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах…
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках!..«Два вечера».
Антитеза часто обнаруживается в пословицах и поговорках. Это понятно, ведь для лучшего восприятия народная мудрость должна быть яркой и ёмкой, для чего лучше всего подходят контрастные примеры. Вот несколько поговорок, содержащих противопоставления:
Здоровый нищий счастливее больного богача.
Бедность плачет, богатство скачет.
Молод – с игрушками, стар – с подушками.
В людях ангел, а дома черт.
Мир строит, война разрушает.
Таким образом, антитеза является эффективным способом придать одному художественному образу большую выразительность посредством добавления в противовес другого контрастного по значению образа. Кроме того, с её помощью легко изобразить яркую цельную картину, состоящую из разнородных, часто противоречивых элементов. Особенно живописными получаются портреты, ведь по природе мы склонны к неординарным чувствам и непредсказуемым поступкам. Но именно в этом и заключается прелесть нашей противоречивой жизни, так хорошо отражённая в произведениях художественной литературы с помощью антитезы.