Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Антитеза

Часто, чтобы придать значимость какому-либо образу или идее, требуется привести другой образ с противоположным значением, чтобы на его фоне ярче выделились качества первого. Такой приём широко используется в риторике. Вспомним знаменитый тезис из гимна СССР 1922-1944 гг.: «Кто был ничем, тот станет всем».

Это не что иное, как антитеза или риторическое противопоставление. Этот термин пришёл из греческого языка, где «antithesis» буквально переводится как «противопоставление». В литературе антитеза относится к фигурам речи и представляет собой оборот, при котором сопоставляются два противоположных по значению явления, предмета, события, персонажа и т. д., связанные между собой общим внутренним смыслом или речевой конструкцией. Поскольку противопоставление производится для создания контраста между сравниваемыми предметами, то в антитетических конструкциях часто можно встретить антонимы – слова с прямо противоположным значением (длинный – короткий, светлый – тёмный, добрый – злой и т. п.).

В художественной речи антитеза может применяться в нескольких случаях:

  • при сопоставлении контрастных образов, явлений, предметов, ситуации и т. д.

Пусть светит месяц – ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, –
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

«Пусть светит месяц – ночь темна…», А. А. Блок.

  • при изображении нескольких образов, в комплексе формирующих единую картину, нечто целое, состоящее из разнородных, контрастных элементов. Хорошим примером такой антитезы может служить описание отношений Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе А. С. Пушкина:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.

«Евгений Онегин»

Здесь оба типажа представляют собой составные элементы единого целого – дружеского союза.

  • при создании образа-противовеса для оттенения центрального образа.

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались клики,
Надгробные там воют лики
И бледна Смерть на всех глядит…

«На смерть князя Мещерского», Г. Р. Державин.

Стоит отметить, что Гавриил Романович Державин часто прибегает к антитезе с воспитательной целью. Приводя в своих стихотворениях контрастирующие образы, поэт обличает пороки своих современников:

Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.

«Фелица»

Вот пример того, как антитеза используется для создания цельного гармоничного образа, состоящего из противоположных черт. Это фрагмент стихотворения «Тройственный союз» Марины Цветаевой:

У нас за робостью лица
Скрывается иное.
Мы непокорные сердца.
Мы молоды. Нас трое.

Мы за уроком так тихи,
Так пламенны в манеже
.
У нас похожие стихи
И сны одни и те же.

Обратим внимание на то, как поэтесса противопоставляет качества своих героев – робость и дерзость, застенчивость и страстность, которые меняются в зависимости от ситуации.

А вот пример контраста внутреннего содержания и внешнего проявления чувств человека:

Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод – в весельи, зной –
В Вашем унынии.

«Анне Ахматовой»

В следующем стихотворении наблюдаем за тем, как одно и то же явление оказывается диаметрально противоположным самому себе в зависимости от того, с чьей стороны взглянуть:

Всё великолепье
Труб – лишь только лепет
Трав – перед Тобой.

Всё великолепье
Бурь – лишь только щебет
Птиц – перед Тобой.

Всё великолепье
Крыл – лишь только трепет
Век – перед Тобой.

«Всё великолепье…»

Этот «Ты», о котором говорит поэтесса, очевидно, сам Бог. Поэтому грозный для человека гул труб становится слабым лепетом, шум бури – птичьим щебетом, а взмахи мощных крыльев кажутся не более, чем трепетом век.

Некоторые поэты старались с помощью антитезы передать противоречивость человеческой натуры. У Петрарки встречаем целый сонет, построенный на антитезе:

И мира нет – и нет нигде врагов;
Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь – и в небесах витаю;
Всем в мире чужд – и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнет суров;
Амур не губит и не рвет оков;
И жизни нет конца и мукам – краю.
Я зряч – без глаз; нем – вопли испускаю;
И жажду гибели – спасти молю;
Себе постыл – и всех других люблю;
Страданьем – жив; со смехом я – рыдаю;
И смерть и жизнь – с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, – ты!

«Орфей без Эвридики», перевод Ю. Н. Верховского.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

«Дума», М. Ю. Лермонтов.

Михаилу Юрьевичу Лермонтову также удалось выразить противоречивое состояние целой страны посредством антитезы:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

«Прощай, немытая Россия…»

Персидский поэт Низами, используя этот приём, показал, как может страдать человек, если его чувства противоположны чувствам его избранницы:

Склонность всё легче твоя, страсть моя всё весомей
Чаши колеблет любовь на весах почему?
Я неизменен, любовь же твоя изменилась
Где я ошибся, попался впросак почему?

«Раненный в сердце в кровавых слезах почему…», перевод М. Борисовой.

Противопоставляться в произведении могут целые эпохи. Вот как сплетает противоположные образы войны и мира в своих строках Юлия Друнина:

Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел –
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
– Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Понимаешь, просто не могу
Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
– Вот, лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах…
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках!..

«Два вечера».

Антитеза часто обнаруживается в пословицах и поговорках. Это понятно, ведь для лучшего восприятия народная мудрость должна быть яркой и ёмкой, для чего лучше всего подходят контрастные примеры. Вот несколько поговорок, содержащих противопоставления:

Здоровый нищий счастливее больного богача.

Бедность плачет, богатство скачет.

Молод – с игрушками, стар – с подушками.

В людях ангел, а дома черт.

Мир строит, война разрушает.

Таким образом, антитеза является эффективным способом придать одному художественному образу большую выразительность посредством добавления в противовес другого контрастного по значению образа. Кроме того, с её помощью легко изобразить яркую цельную картину, состоящую из разнородных, часто противоречивых элементов. Особенно живописными получаются портреты, ведь по природе мы склонны к неординарным чувствам и непредсказуемым поступкам. Но именно в этом и заключается прелесть нашей противоречивой жизни, так хорошо отражённая в произведениях художественной литературы с помощью антитезы.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах