Как писать стихи

«Все великолепье» М. Цветаева

«Все великолепье» Марина Цветаева

Все великолепье
Труб — лишь только лепет
Трав — перед Тобой.

Все великолепье
Бурь — лишь только щебет
Птиц — перед Тобой.

Все великолепье
Крыл — лишь только трепет
Век — перед Тобой.

Анализ стихотворения Цветаевой «Все великолепье»

Стихотворение Марины Цветаевой «Всё великолепье» является шестым по счёту в цикле «Ученик». Этот комплекс произведений был создан, по признанию самой поэтессы, неожиданно. Весной 1921 года она занималась переписыванием рукописей князя Сергея Михайловича Волконского, русского режиссёра и литератора. Эта работа отнимала у Марины Ивановны всё время, не оставляя сил для собственного творчества. Но вдруг, как пишет поэтесса, она «прорвалась Учеником».

В этом цикле переплелись различные темы и символы. В странствующем мудреце и его ученике мы можем узнать образы античных философов и их последователей, средневековых чародеев и подмастерьев, учёных Нового времени, неотличимых поначалу от колдунов, с помощниками. Герои идут вслед за солнцем, которое является и путеводной звездой, маяком в темноте неведения, и воплощённым Аполлоном – творческой силой.

Ближе к кульминации цикла мощно начинают звучать христианские мотивы. Мы встречаем намёки на речи Иисуса Христа о человеческих качествах («змия мудрей.., голубя кротче…»), образы библейских персонажей (например, царя Давида), воинств Господних, Перста и Гласа Божия. Стихи ощущаются так, будто путешествие лирических героев ведёт исключительно к познанию бога и величия его творения – всего существующего мира.

Стихотворение «Всё великолепье», написанное поэтессой 23 апреля 1921 года, в этом свете становится настоящим гимном Творцу. Это произведение состоит из трёх строф по три строки. Стихотворный размер – трёхстопный ямб, причём третья стропа в третьей строке всегда усечена на один слог. Рифму можно представить в виде следующей схемы: abc abc abc. Произведение построено на повторах. Все трёхстишия начинаются с анафоры «Всё великолепье», а заканчиваются эпифорой « – перед Тобой».

Уверенность, что речь в стихотворении идёт именно о Боге-творце, проистекает из того, как поэтесса называет это существо. Автор обращается к нему на «ты», но при этом это местоимение записано с заглавной буквы. Такое благоговейно-доверительное отношение присуще христианским представлениям о боге. Нигде в православных молитвах мы не найдём любезного официозного «вы» в обращении к богу.

Большое значение в этом произведении имеет антитеза. В каждой строфе мы видим пару образов, которые противопоставлены друг другу, а все вместе – богу посредством эффектных пауз в строках. В первом трёхстишии это трубы и травы, во втором – бури и птицы, в третьем – крылья и веки. Интересно, что творения человека являются только малой частью земных «великолепий», о явлениях природы (ураганах и полёте птиц) автор говорит чаще. При этом природа тоже оказывается противопоставлена богу. Таким образом, поэтесса отделяет Творца от его творений, но не преуменьшает его могущества.

Метки:



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах