Одическая строфа
Когда говорят о литературных формах, имеющих устойчивые характеристики, обычно подразумеваются так называемые твёрдые формы – сонеты, баллады, рондо и другие. Однако в поэзии существуют и такие структуры, которые также обладают некоторыми постоянными характеристиками, но допускающие увеличение объёма и комбинирование элементов в пределах одного произведения. Подобные формы именуются строфами. В данной статье рассмотрим это явление на примере одической строфы, характерной для поэзии эпохи классицизма.
Важно отличать это значение термина «строфа» (происходит от греческого «strophe» – «поворот, кружение») от привычного нам смысла. Обычно мы говорим о строфе как о части стихотворного произведения, состоящей из определённого количества строк (стихов). Строфа как разновидность устойчивой конструкции характеризуется тем, что всегда организована по определённому принципу. Так, одическая строфа обязательно состоит из десяти стихов, рифмующихся по схеме AbAb CCdEEd (заглавные буквы обозначаю женские клаузулы, а строчные – мужские). Эта конструкция предполагает использование четырёхстопного ямба в качестве основного стихотворного размера. Ещё одно условие – соблюдение правила альтернанса, чередования мужских и женских окончаний.
Как видим, одическая строфа предполагает следование ряду требований. Но этого недостаточно, чтобы причислить эту форму к разряду твёрдых, поскольку количество строф в стихотворении не ограничено какими-либо рамками. В то время как произведения, написанные в твёрдой форме, имеют строго заданный объём. Кроме того, эта структура может дополняться другими видами строф (четверостишиями, двустишиями и т. д.).
Одическая строфа зародилась во Франции на рубеже XVI – XVII столетий. Считается, что основоположником этой формы был Франсуа де Малерб. Этот поэт уделял большое внимание внешней красоте произведения, совершенствовал фактуру стиха, добиваясь предельной ясности мысли, точности форм и оригинальности рифм. В его произведениях уже угадываются признаки традиционной одической строфы. Вот отрывок из одного из произведения Ф. де Малерба:
Как видим, здесь присутствует такой признак одической строфы, как сочетание парных и кольцевых рифмовок.
Традиция использования этой формы в хвалебных произведениях перешла в немецкую, а затем и русскую поэзию. Первыми русскими стихотворениями, в которых была применена одическая строфа, являются «Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года» М. В. Ломоносова, «Ода торжественная на сдачу города Гданьска» В. К. Тредиаковского, «Вперяясь в перемены стран…», А. П. Сумарокова. Приведём отрывки из этих стихотворений.
Вперяясь в перемены стран,
Взыграй, взыграй моя мне лира!
И счастья шаткого обман,
И несколько хотя исчисли
Людей тщеславных праздны мысли,
Тех смертных, коих праха нет.
Которы в ярости мешались
И только в книгах лишь остались
По памяти ужасных бед.«Вперяясь в перемены стран…», А. П. Сумароков.
И воин то росский на мало
Окружил Гданск, город противный,
Марсом кажда назвать пристало,
В силе ж всяк паче Марса дивный;
Готов и кровь пролити смело,
Иль о Анне победить цело:
Счастием Анны все крепятся.
Анна токмо надежда тверда;
И что Анна к ним милосерда,
На ее врагов больше злятся.«Ода торжественная на сдачу города Гданьска», В. К. Тредиаковский.
Россия, коль счастлива ты
Под сильным Анниным покровом!
Какие видишь красоты
При сем торжествованьи новом!
Военных не страшися бед:
Бежит оттуду бранный вред,
Народ где Анну прославляет.
Пусть злобна зависть яд свой льет,
Пусть свой язык, ярясь, грызет;
То наша радость презирает.«Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года», М. В. Ломоносов.
В XVIII столетии к этой литературной форме обращаются такие авторы, как А. Н. Радищев (например, в оде «Вольность»), В. П. Петров («Ода на великолепный карусель, представленный в Санкт-Петербурге 1766 года», «На войну с турками»), Г. Р. Державин («Фелица», «Бог», «Гром» и др.).
В начале XIX века одическая строфа почти полностью выходит из употребления. Ею пишут имитации и подражания классическим одам. Произведения, в которых фигурирует эта форма, встречаются у И. И. Коневского («Радоница», «Наброски оды»), Ф. К. Сологуба и других поэтов. Вот отрывок из стихотворения, написанного на рубеже XIX-XX вв.:
Волокна, мышцы все теснятся
Вперёд и вверх, тепло и дух
Зовут, чтоб силами меняться,
Чтоб совершился жизни круг.
Огни земли, огни лесные
Варят для них плоды земные,
Густые, плотные плоды.
И вот, впитав их соки, тело
Опять раздвинуло пределы,
Опять растут людей роды.«Наброски оды», И. И. Коневской.