Как писать стихи

«Зимой» А. Апухтин


«Зимой» Алексей Апухтин

Зима. Пахнул в лицо мне воздух чистый…
Уж сумерки повисли над землей,
Трещит мороз, и пылью серебристой
Ложится снег на гладкой мостовой.
Порой фонарь огнистой полосою
Мелькнет… Да звон на небе прогудит…
Неугомонною толпою
Народ по улицам спешит.

И грустно мне!
И мысль моя далеко,
И вижу я отчизны край родной:
Угрюмый лес задумался глубоко,
И звезды мирно шепчутся с землей,
Лучи луны на инее трепещут,
И мерзлый пар летает от земли,
А в окнах светятся и блещут
Гостеприимные огни.

Анализ стихотворения Апухтина «Зимой»

Раннее стихотворение А. Н. Апухтина «Зимой» было написано в 1855 году и выступило средством изображения пейзажа горячо любимого им Петербурга.

Читая произведение, довольно трудно себе представить, что его писал четырнадцатилетний мальчик, настолько широк охват выразительных средств, свидетельствующий о таланте и образованности автора. Единственным оборотом — «Пахнул … воздух чистый» – поэт дает возможность представить читателю, что он вышел из теплой комнаты, сел в экипаж и неожиданно открыл для себя удивительную красоту вечернего города.

Поражает точность ухваченных поэтом деталей – это мелкая снежная пыль, которая всегда в большой мороз сыплется вместо снега, и метафора «фонарь огнистой полосою мелькнет» – поэт за секунду добивается сюрреалистического эффекта, который создают фотографы при съемке движущихся источников света с большой выдержкой.

Автор не разделят настроений праздной толпы — об этом косвенно говорит приложенный к ней негативный эпитет — «неугомонная». Более того, шум толпы усиливает его меланхолические настроения, он мысленно стремится к тишине, в которой можно расслышать шепот звезд.

Прелесть зимнего вечера навевает на автора грусть, пробуждает в нем тоску одинокого человека, которая особенно чувствительна в холодную пору. В шумной толпе поэт одинок, и зовущий к вечерне церковный звон как призыв к соборности лишь подчеркивает его отчужденность. Пресловутые блестящие огни – символ теплого очага, который. видимо, является для поэта несбыточной мечтой. Об этом прямо свидетельствует тот факт, что автор размещает эти огни в далеком краю.

Среди средств художественной выразительности, которые автор поместил в небольшое по объему стихотворение – эпитеты «серебристая пыль», «огнистая полоса», «гостеприимные огни». Поэт использует перенос значения — «трещит мороз», метонимию — «сумерки повисли», «спешит толпою», «ложится пылью» и инверсию – «пахнул в лицо мне воздух чистый», «вижу я отчизны край родной», «светятся и блещут … огни».

Автор стремится описать свое душевное состояние, поэтому в стихотворении нет действующих лиц и так много олицетворений — «ложится снег», «лес задумался», «звезды шепчутся с землей», «лучи трепещут», «угрюмый лес». Поэту помогает выразить себя сама природа. И свое настроение поэт транслирует на описываемые объекты. Но грусть склонного к самоанализу сентиментального человека светла, как и все его творчество.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах