«Зимой» А. Апухтин
Зима. Пахнул в лицо мне воздух чистый… Уж сумерки повисли над землей, Трещит мороз, и пылью серебристой Ложится снег на гладкой мостовой. Порой фонарь огнистой полосою Мелькнет… Да звон на небе прогудит… Неугомонною толпою Народ по улицам спешит. И грустно мне! И мысль моя далеко, И вижу я отчизны край родной: Угрюмый лес задумался глубоко, И звезды мирно шепчутся с землей, Лучи луны на инее трепещут, И мерзлый пар летает от земли, А в окнах светятся и блещут Гостеприимные огни.
6 января 1855 г., Санкт-Петербург.
Анализ стихотворения Апухтина «Зимой»
Раннее стихотворение А. Н. Апухтина «Зимой» было написано в 1855 году и выступило средством изображения пейзажа горячо любимого им Петербурга.
Читая произведение, довольно трудно себе представить, что его писал четырнадцатилетний мальчик, настолько широк охват выразительных средств, свидетельствующий о таланте и образованности автора. Единственным оборотом – «Пахнул … воздух чистый» – поэт дает возможность представить читателю, что он вышел из теплой комнаты, сел в экипаж и неожиданно открыл для себя удивительную красоту вечернего города.
Поражает точность ухваченных поэтом деталей – это мелкая снежная пыль, которая всегда в большой мороз сыплется вместо снега, и метафора «фонарь огнистой полосою мелькнет» – поэт за секунду добивается сюрреалистического эффекта, который создают фотографы при съемке движущихся источников света с большой выдержкой.
Автор не разделят настроений праздной толпы – об этом косвенно говорит приложенный к ней негативный эпитет – «неугомонная». Более того, шум толпы усиливает его меланхолические настроения, он мысленно стремится к тишине, в которой можно расслышать шепот звезд.
Прелесть зимнего вечера навевает на автора грусть, пробуждает в нем тоску одинокого человека, которая особенно чувствительна в холодную пору. В шумной толпе поэт одинок, и зовущий к вечерне церковный звон как призыв к соборности лишь подчеркивает его отчужденность. Пресловутые блестящие огни – символ теплого очага, который. видимо, является для поэта несбыточной мечтой. Об этом прямо свидетельствует тот факт, что автор размещает эти огни в далеком краю.
Среди средств художественной выразительности, которые автор поместил в небольшое по объему стихотворение – эпитеты «серебристая пыль», «огнистая полоса», «гостеприимные огни». Поэт использует перенос значения – «трещит мороз», метонимию – «сумерки повисли», «спешит толпою», «ложится пылью» и инверсию – «пахнул в лицо мне воздух чистый», «вижу я отчизны край родной», «светятся и блещут … огни».
Автор стремится описать свое душевное состояние, поэтому в стихотворении нет действующих лиц и так много олицетворений – «ложится снег», «лес задумался», «звезды шепчутся с землей», «лучи трепещут», «угрюмый лес». Поэту помогает выразить себя сама природа. И свое настроение поэт транслирует на описываемые объекты. Но грусть склонного к самоанализу сентиментального человека светла, как и все его творчество.