Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Прогулка» Н. Клюев

Двор, как дно огромной бочки,
Как замкнутое кольцо;
За решеткой одиночки
Чье-то бледное лицо.

Темной кофточки полоски,
Как ударов давних след,
И девической прически
В полумраке силуэт.

После памятной прогулки,
Образ светлый и родной,
В келье каменной и гулкой
Буду грезить я тобой.

Вспомню вечер безмятежный,
В бликах радужных балкон
И поющий скрипкой нежной
За оградой граммофон,

Светлокрашеную шлюпку,
Вёсел мерную молву,
Рядом девушку-голубку —
Белый призрак наяву…

Я всё тот же — мощи жаркой
Не сломил тяжелый свод…
Выйди, белая русалка,
К лодке, дремлющей у вод!

Поплывем мы… Сон нелепый!
Двор, как ямы мрачной дно,
За окном глухого склепа
И зловеще и темно.

Анализ стихотворения Клюева «Прогулка»

Полное символов стихотворение «Прогулка» написано набирающим популярность двадцатитрехлетним поэтом в 1907 году, и оно убедительно доказывает безупречное владение Н. А. Клюева словом.

В рамках произведения автор использует такие средства художественной выразительности:

  • мрачные сравнения — «двор, как дно, как кольцо», «полоски, как ударов … след» — отражают негативный жизненный опыт неоднократно отбывавшего наказание поэта;
  • метафоры — «решетка одиночки», «грезить тобой», «поющий скрипкой», «девушка-голубка» — позволяют усилить образность художественного текста;
  • эллипсис — «за решеткой одиночки (находится) лицо», «прически (виден) в полумраке силуэт» — усиливая именной характер текста, позволяет сосредоточить внимание читателя на описываемых явлениях;
  • инверсию — «кофточки полоски», «буду грезить я», «ударов давних след», «вечер безмятежный», «скрипкой нежной», «мощи жаркой», «сон нелепый», «ямы мрачной дно», которая обеспечивает гармоничную рифмовку;
  • олицетворения — «поющий граммофон», «молва весел», «глухой склеп», «дремлющая лодка» — позволяют охарактеризовать привычные предметы с необычной стороны;
  • эпитеты — «давние удары», «памятная прогулка», «светлый и родной образ», «каменная и гулкая келья», «безмятежный вечер», «нежная скрипка», «мерная молва», «жаркая мощь», «тяжелый свод», «сон нелепый», «мрачная яма», причем некоторые из них одновременно являются олицетворениями;
  • многосоюзие — «и зловеще и темно»;
  • длинный ряд однородных членов предложения — «вечер, балкон, граммофон, шлюпка, молва, девушка-голубка — призрак» — всесторонне описывает воспоминания лирического героя;
  • умолчания — «…призрак наяву…», «…не сломил свод…», «Поплывем мы…» — будят фантазию читателя, заставляют его додумывать то, о чем предпочитает не говорить поэт;
  • необычное обращение — «белая русалка» — подчеркивает неопределенность отношений: девушка все же остается для лирического героя загадкой;
  • риторические восклицания — «Выйди к лодке…!», «Сон нелепый!» — одновременно отражают эмоции автора и его понимание невозможности счастья;
  • лексику высокого стиля — «грезить»;
  • перифраз – «одиночка – квартира» — отражает чувство несвободы крестьянского поэта в городской среде;
  • оксюморон — «призрак наяву».

Светлым контрастом мрачной давящей атмосфере, созданной при помощи специфической лексики — «келья (каменная и гулкая, как тюремная камера)», «склеп», «одиночка», «решетка», «замкнутое», «ударов след», «зловеще и темно» — является все, что связано с образом любимой девушки (и позволяет ярко выделить его). Этот образ «светлый и родной», это и «радужные блики», «светлокрашеная шлюпка», «белая русалка», «белый призрак», а также поющий нежной скрипкой граммофон.

Лексический повтор в виде сравнений — «двор, дно огромной бочки», «двор, как ямы мрачной дно» — как логическое кольцо начинает и завершает стихотворение, вызывая у читателя чувство безнадежности. В рамках стихотворения «Прогулка» автор противопоставляет мечты и реальность, и противопоставление это безрадостно.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах