«Прогулка» Н. Клюев
Двор, как дно огромной бочки,
Как замкнутое кольцо;
За решеткой одиночки
Чье-то бледное лицо.Темной кофточки полоски,
Как ударов давних след,
И девической прически
В полумраке силуэт.После памятной прогулки,
Образ светлый и родной,
В келье каменной и гулкой
Буду грезить я тобой.Вспомню вечер безмятежный,
В бликах радужных балкон
И поющий скрипкой нежной
За оградой граммофон,Светлокрашеную шлюпку,
Вёсел мерную молву,
Рядом девушку-голубку –
Белый призрак наяву…Я всё тот же – мощи жаркой
Не сломил тяжелый свод…
Выйди, белая русалка,
К лодке, дремлющей у вод!Поплывем мы… Сон нелепый!
Двор, как ямы мрачной дно,
За окном глухого склепа
И зловеще и темно.
1907 г.
Анализ стихотворения Клюева «Прогулка»
Полное символов стихотворение «Прогулка» написано набирающим популярность двадцатитрехлетним поэтом в 1907 году, и оно убедительно доказывает безупречное владение Н. А. Клюева словом.
В рамках произведения автор использует такие средства художественной выразительности:
- мрачные сравнения – «двор, как дно, как кольцо», «полоски, как ударов … след» – отражают негативный жизненный опыт неоднократно отбывавшего наказание поэта;
- метафоры – «решетка одиночки», «грезить тобой», «поющий скрипкой», «девушка-голубка» – позволяют усилить образность художественного текста;
- эллипсис – «за решеткой одиночки (находится) лицо», «прически (виден) в полумраке силуэт» – усиливая именной характер текста, позволяет сосредоточить внимание читателя на описываемых явлениях;
- инверсию – «кофточки полоски», «буду грезить я», «ударов давних след», «вечер безмятежный», «скрипкой нежной», «мощи жаркой», «сон нелепый», «ямы мрачной дно», которая обеспечивает гармоничную рифмовку;
- олицетворения – «поющий граммофон», «молва весел», «глухой склеп», «дремлющая лодка» – позволяют охарактеризовать привычные предметы с необычной стороны;
- эпитеты – «давние удары», «памятная прогулка», «светлый и родной образ», «каменная и гулкая келья», «безмятежный вечер», «нежная скрипка», «мерная молва», «жаркая мощь», «тяжелый свод», «сон нелепый», «мрачная яма», причем некоторые из них одновременно являются олицетворениями;
- многосоюзие – «и зловеще и темно»;
- длинный ряд однородных членов предложения – «вечер, балкон, граммофон, шлюпка, молва, девушка-голубка – призрак» – всесторонне описывает воспоминания лирического героя;
- умолчания – «…призрак наяву…», «…не сломил свод…», «Поплывем мы…» – будят фантазию читателя, заставляют его додумывать то, о чем предпочитает не говорить поэт;
- необычное обращение – «белая русалка» – подчеркивает неопределенность отношений: девушка все же остается для лирического героя загадкой;
- риторические восклицания – «Выйди к лодке…!», «Сон нелепый!» – одновременно отражают эмоции автора и его понимание невозможности счастья;
- лексику высокого стиля – «грезить»;
- перифраз – «одиночка – квартира» – отражает чувство несвободы крестьянского поэта в городской среде;
- оксюморон – «призрак наяву».
Светлым контрастом мрачной давящей атмосфере, созданной при помощи специфической лексики – «келья (каменная и гулкая, как тюремная камера)», «склеп», «одиночка», «решетка», «замкнутое», «ударов след», «зловеще и темно» – является все, что связано с образом любимой девушки (и позволяет ярко выделить его). Этот образ «светлый и родной», это и «радужные блики», «светлокрашеная шлюпка», «белая русалка», «белый призрак», а также поющий нежной скрипкой граммофон.
Лексический повтор в виде сравнений – «двор, дно огромной бочки», «двор, как ямы мрачной дно» – как логическое кольцо начинает и завершает стихотворение, вызывая у читателя чувство безнадежности. В рамках стихотворения «Прогулка» автор противопоставляет мечты и реальность, и противопоставление это безрадостно.
Автор: Николай Клюев