«Кружились белые берёзки…» А. Твардовский
* * * Кружились белые березки,
Платки, гармонь и огоньки,
И пели девочки-подростки
На берегу своей реки.И только я здесь был не дома,
Я песню узнавал едва.
Звучали как-то по-иному
Совсем знакомые слова.Гармонь играла с перебором,
Ходил по кругу хоровод,
А по реке в огнях, как город,
Бежал красавец пароход.Веселый и разнообразный,
По всей реке, по всей стране
Один большой справлялся праздник,
И петь о нем хотелось мне.Петь, что от края и до края,
Во все концы, во все края,
Ты вся моя и вся родная,
Большая Родина моя.
1936 г.
Анализ стихотворения
Горем обернулась для семьи Твардовского коллективизация. Родители и братья писателя были раскулачены и сосланы сначала в Сибирь, а потом в село Русский Турек Уржумского района. Александр Трифонович приехал повидаться с семьей в 1936 году. Поездка эта произвела огромное впечатление и на самого поэта, и на его родителей, и на местных жителей. По сей день сельчане почитают память Твардовского. В школьном музее есть стенд, рассказывающей историю семьи Александра Трифоновича, а также мемориальная доска, напоминающая о визите известного советского литератора в Русский Турек. С родителями писатель тогда пробыл около двух недель. В конце провожать его вышли не только родственники, но и многочисленные новоприобретенные друзья и знакомые.
В итоге на свет появилось стихотворение «Кружились белые березки…», несколько напоминающее лирику Есенина. В произведении показан большой народный праздник – традиционно жители Русского Турека, расположенного на берегу реки Вятки, отмечали начало судоходного сезона. Огромной веселой толпой встречали они первый пароход. Александр Трифонович при помощи ряда деталей сельского быта – гармонь, платки, хоровод, народный праздник, пение девочек-подростков – создает картину жизни советской деревни середины тридцатых годов двадцатого столетия. Конечно, в зарисовке Твардовского реальность того времени идеализирована. Точнее, даже не так – поэт намеренно заостряет внимание на светлых сторонах, обходя тему коллективизации, ломки традиционных устоев, кардинальных перемен, произошедших с деревенским укладом. Ничего удивительного в этом нет. Известно, что, несмотря на ссылку, в которую отправилась его семья, Александр Трифонович поддерживал политику советской власти, проводимую по отношению к крестьянам.
Широта родной земли – характерный мотив для лирики Твардовского. В стихотворении он отражен в последней строфе. Все произведение написано четырехстопным ямбом, но заключительные строки звучат вольнее, просторнее. У читателей возникает ощущение, будто перед глазами возникла вышедшая из берегов река, будто открылось окно, легкие наполнились воздухом от глубокого вздоха. Стихотворение Твардовского пропитано невероятной любовью к Родине, к ее праздникам, просторам, к населяющему ее народу, к белым березам и песням под гармонь.
Автор: Александр Твардовский