Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Инвектива

Одно из требований к языку поэта гласит, что красивая стихотворная речь не должна содержать неприличных слов и резких, оскорбительных выражений, задевающих чьё-либо достоинство. Это вполне понятно, ведь когда мы прикасаемся к искусству, меньше всего мы ждём, что обнаружим в нём что-то грубое. Однако в творчестве многих авторов можно найти именно такие стихи – дерзкие, гневно-обличительные, иногда включающие непристойную лексику. Литературоведы выделяют эти произведения в особый жанр инвективы. Рассмотрим, что он собой представляет, и проиллюстрируем его примерами.

Термин «инвектива» пришёл в русский язык из латыни. Словосочетанием «invectiva oratio» в Древнем Риме называли форму памфлета, резкую высмеивающую или обличительную речь, направленную на конкретное лицо или группу людей. Интересно, что существительное «invectio» («выпады, нападки, брань») образовано от глагола «veho», означающего «везти, ввозить». Это сближает его с русским словом «наезд» в значении грубых претензий и словесной агрессии.

Самые первые произведения в этом жанре появились в античное время. Считается, что самые известные – взаимные инвективы «Invectiva in Sallustium» и «Invectiva in Ciceronem» – из них вышли из-под пера Марка Туллия Цицерона и Гая Саллюстрия Криспа. Это были скорее публицистические произведения, нежели литературные, однако жанр быстро прижился. Он часто использовался как инструмент пропаганды для дискредитации политических оппонентов, провокации, снижения авторитета и ухудшения репутации адресата. К инвективам такого рода прибегали такие деятели, как Клеопатра, Марк Антоний, Октавиан и др.

У инвективы как литературного жанра есть свои особенности. Российская исследовательница С. А. Матяш выделила его основные признаки:

  • гневная направленность,
  • осуждающая интонация,
  • использование формул «я – ты», «мы – вы» и т. п.,
  • композиция, включающая субъекта и адресата,
  • специфическое время, как правило, настоящее с переходом в будущее,
  • мотив уже свершившегося или грядущего наказания осуждаемого лица (лиц).

Отметим также, что инвективы часто имеют сатирический характер, но следует отличать их от эпиграмм. В отличие от последних, произведения в этом жанре необязательно должны быть стихотворными и чаще лишены развлекательной составляющей. Вот пример прозаической инвективы Франческо Петрарки:

«Какой дерзости не ждать от тебя, когда ты с неслыханным кощунством подчиняешь риторику медицине, госпожу – служанке, свободное искусство – ремеслу? Разве что тебя навело на эту сумасбродную мысль то соображение (если бы оно действительно смогло проникнуть в твою голову, я бы не назвал её так уж по-ослиному тупой), что раз по злой воле рока самые бесчестные люди, как видим, господствуют в наш век над достойными, то подобную тиранию надо перенести и внедрить также и в искусства». «Инвектива против врача».

В России большого развития жанр достиг в XIX веке. В этот период многие блестящие умы вымещали своё негодование в строках, часто весьма резко и с применением ненормативных выражений. Широко известно произведение А. С. Пушкина «Рефутация господина Беранжера», в тексте которого встречается обсценная лексика. Вот отрывок из него:

Ты помнишь ли, ах, ваше благородье,
Мусьё француз, г<овённый> капитан,
Как помнятся у нас в простонародье
Над нехристем победы россиян?
Хоть это нам не составляет много,
Не из иных мы прочих, так сказать;
Но встарь мы вас наказывали строго,
Ты помнишь ли, скажи, <ебёна мать?>

Инвективным считается стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Прочитав его внимательно, обнаружим все необходимые признаки жанра: гневная интонация, обличение, обращение «вы» к некой группе лиц, обещание наказания в будущем.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
     Таитесь вы под сению закона,
     Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
     Есть грозный суд: он ждёт…

А вот пропитанные яростью стихи этого же поэта, в которых он не стесняется в выражениях:

О ты, которого зовут
Мошенник, пьяница и плут,
Подлец, баран и мародёр,
На сей листок склони свой взор,
И знай: его не я один,
Но все писали, сукин-сын!
Есть подлецы, которых бьют,
Которым в рожу все плюют,
Но, униженные, они
Во тьме свои скрывают дни,
А ты оплёван, ты и бит,
Но всё хранишь свой гордый вид.
В жилище смрада и говна
Твои блистают имена;
Но прилагательными их
Я не хочу марать свой стих…

«А. А. Фадееву».

Неудивительно, что множество произведений в этом жанре принадлежит перу поэтов-декабристов. Такие авторы, как В. К. Кюхельбекер («Пророчество», «Клеветнику»), К. Ф. Рылеев («К временщику», «Я ль буду в роковое время…») и другие, выражали своё недовольство сложившимися в обществе отношениями через поэтическую рефлексию. Инвективы часто встречаются в творчестве Ф. И. Тютчева («14-ое декабря 1825 года», «На новый 1816 год», «А. Н. М.», «Пришлося кончить жизнь в овраге…» и др.), А. А. Григорьева («Героям нашего времени», «Город»), Е. П. Ростопчиной («Болезни века») и др.

А вот пример самоинвективы, в котором порицание автора направлено на самого себя:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

«О, как убийственно мы любим…», Ф. И. Тютчев.

Можно встретить такие стихотворения и в поэзии XX века. Несмотря на изменения формы, признаки жанра в них сохранялись. Вот отрывки из некоторых произведений:

И вы дрожали, и вы внимали,
С испугом радостным, как дети,
Когда пред вами вскрывались дали
Земле назначенных столетий.

Вам были любы – трагизм и гибель
Иль ужас нового потопа,
И вы гадали: в огне ль, на дыбе ль
Погибнет старая Европа?

«Товарищам интеллигентам», В. Я. Брюсов.

Этот вот заморыш, птенец, пьяница,
он еще будет нами командовать!
Проползёт, пролезет,
пробьётся приступом.
Вырастет большим и обрадуется.
Будет разваляться, хвалиться, похлопывать,
будет петухом петь,
как Суворов.
И в ответ на наши с тобою
колкости
будет к нам с тобою
очень милостив.

«Инвектива», С. Л. Кулле.

В наши дни инвектива остаётся актуальной, хотя и изменились форма и область применения. Этот жанр по-прежнему используется в публицистике, хотя и подвергается критике за неэстетичное содержание, провоцирование агрессии и враждебности среди читателей. Думается также, что можно считать современные диссы (рифмованные куплеты оскорбительного характера) разновидностью инвективы, проникшей в молодёжную рэп-культуру.


Смотри также:





pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах