«14-е декабря 1825» Ф. Тютчев
ДекабристамВас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, –
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена –
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена.О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.
1826 г.
Анализ стихотворения Тютчева «14-е декабря 1825»
Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие, по мнению Тютчева, – основа российской государственности, гарант ее развития и процветания. Поэт считал революцию порождением западной традиции, губительной для Отечества. Под влиянием иноземных идей в худшую сторону меняется и личность отдельного человека: он может не выдержать искушения и поставить свое мнение выше закона и исторических традиций. С подобной трансформацией связана категория самовластья, толкуемого как сочетание властолюбия и гордыни. Тютчевская трактовка самовластья не имеет отношения к характеристике русской монархии.
Произведение написано в форме обращения, адресатами которого становятся декабристы. Герой заявляет, что лирическое «вы» «развратило» безоглядное стремление к власти, подкрепленное дерзостью и самоуверенностью. Утверждается справедливость беспристрастного приговора, под впечатлением которого создан стихотворный текст.
Решение, явленное законом, поддерживает народ. Лирический субъект отказывает адресату в праве на историческую память: он прогнозирует скорое забвение, сравнивая воспоминания о восстании на Сенатской площади с «трупом», навсегда схороненным в земле.
В начале второго восьмистишия возникает формула «жертвы мысли безрассудной», которая трактует мятежников как людей, пострадавших от собственных заблуждений. Тем же смыслом наделен образ меча, размещенный в зачине: герои наказаны за неоправданные апломб и высокомерие.
В финале появляется развернутая метафора, в иносказательной форме представляющая бессмысленность противоборства оппозиционеров и государственной системы. Последнюю символизируют образы с семантикой бессмертия, обжигающего холода и величия. Исход противостояния фантастического ледяного великана и «крови скудной» революционеров предрешен. Жертва напрасна: следы бесплодных попыток побежденной стороны стираются одним выдохом холодного колосса.
«Гений самовластный» Наполеона из одноименного тютчевского стихотворения имеет общие черты с образами декабристов. Автор именует французского императора «сыном Революции»: он был наделен вдохновением и «буйством дерзновенным», но лишен «божьего пламени» истинной веры.