Эвфония
Есть такие стихотворения, которые очень приятно читать и воспринимать на слух. Они отличаются исключительным благозвучием, дарят ощущение умиротворения, радости и упоения. Этот эффект называется эвфонией и исследуется в рамках специального раздела стиховедения – фоники. Изучением благозвучия занимаются литературоведы, поэты, лингвисты. Рассмотрим, что же такое эвфония, и каковы условия для её достижения.
Сам термин происходит от греческих слов «eu» и «phone», которые переводятся как «приятно, хорошо» и «звук» соответственно. Дословно «эвфония» означает «благозвучие, приятное звучание». Антонимичным понятием является «какофония», образованное от греческих слов «kakos» – «дурной» и «phone» – «звук».
Фоника преимущественно занимается исследованием поэтической речи. Поэтому под эвфонией понимают такую звуковую организацию стихотворения, при которой произведение приобретает определённую эмоциональную окраску и характерное уникальное звучание. Преследуя эти цели, авторы особым образом подбирают слова, пользуются различными приёмами и средствами звуковой выразительности. Перечислим основные из них.
1. Рифма (от греческого «rhythmos» – «складность, размеренность, ритм») – созвучие окончаний близких отрезков речи, стихов. Пример:
В маленьких городках узнаёшь людей
не в лицо, а по спинам длинных очередей…«Келломяки», И. А. Бродский.
Рифма играет структурообразующую роль, сигнализирует о начале и конце единого по смыслу фрагмента, формирует ощущение ритмического предвкушения.
2. Ритм стиха – темп, равномерное чередование элементов произведения; выражается посредством использования определённого стихотворного размера. Пример:
Могу|чий царь| суров| и гне|вен,
Его| лицо| мрачно|, как ночь…«Дева Солнца», Н. С. Гумилёв. (четырёхстопный ямб)
3. Звуковые повторы – фигуры речи, заключающиеся в многократном употреблении в тексте каких-либо слов, выражений, предложений и т. д. Выделяют несколько видов повторов:
- анафора – повторение звука, слога, слова, группы слов в начале стиха;
- эпифора – повторение последней части строки;
- рефрен – повторение одного и того же слова на ограниченном отрезке речи;
- и др.
4. Аллитерация – многократное употребление одних и тех же согласных. Пример:
Beчep. Bзмopьe. Bздoxи вeтpa.
Beличaвый вoзглac вoлн.
Близкo бypя. B бepeг бьётcя
Чyждый чapaм чёpный чёлн.«Челн томленья», К. Д. Бальмонт.
5. Ассонанс – повторение в стихе одинаковых гласных звуков. Пример:
Кроме того, чтобы стихи звучали гармонично, поэту не следует забывать о фонетических особенностях языка и согласовывать используемые приёмы с нормами речи. В 1995 году английский лингвист Дэвид Кристал выделил несколько общих признаков лексического благозвучия:
- наличие трёх слогов в слове,
- использование разных видов артикуляции при произнесении слов (щелевые, сонорные, звонкие, глухие звуки и т. д.),
- короткие гласные (не дифтонги) и т. д.
В русском языке также существует ряд требований к речи, претендующей на статус эвфонической. Закономерности благозвучия для соотечественников сформулировал М. В. Ломоносов ещё в XVIII веке. Во-первых, Михаил Васильевич рекомендовал избегать скопления согласных на стыке слов. Вот как объяснял это сам учёный: «Обегать непристойного и слуху противного стечения согласных, например всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные, – вств–вз – язык весьма запинают».
Также, по мнению Ломоносова, необходимо «удаляться от стечения письмен гласных», то есть избегать хиатуса или «зияния» – повторения гласных в конце одного слова и начале следующего за ним.
В начале XX века изучением поэтической речи с точки зрения эвфонии занимались многие поэты. Большое внимание этому эффекту уделяли футуристы. Некоторые из них даже изобретали новый язык, по их представлениям, более приятный и гармонично звучащий. Широко известны эксперименты В. Хлебникова и А. Кручёных. Для примера приведём несколько отрывков из их произведений:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик…
«Лицо», В. Хлебников.
Мизиз…
Зынь…
Ицив –
Зима!…
Замороженные
Стень
Стынь…
Снегота… Снегота!…
Стужа… вьюжа…«Зима», А. Кручёных.
Другие поэты по-своему понимали эвфонию. Например, автор мог избегать употребления в тексте своего стихотворения определённых звуков. Так поступил Д. Бурлюк в стихотворении «Без Р и С»:
Луна едва дышала
У тихих вод
Где днём овод
Пил коней
Мушки в облаке пыли
Летали
Была теплота как вода
Под ивами невода
Мели тучи.
Подытоживая, можно сказать, что понятие эвфонии может изменяться от языка к языку, от автора к автору. Разные языковые системы накладывают собственные отпечатки на звучание поэтической речи. Поэты и читатели могут по-разному воспринимать стихи в соответствии с индивидуальными представлениями о благозвучии. Тем не менее думается, что изучать особенности поэтической речи и выделять общие правила стихосложения очень важно для понимания красоты поэтической речи.