Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Эвфония

Есть такие стихотворения, которые очень приятно читать и воспринимать на слух. Они отличаются исключительным благозвучием, дарят ощущение умиротворения, радости и упоения. Этот эффект называется эвфонией и исследуется в рамках специального раздела стиховедения – фоники. Изучением благозвучия занимаются литературоведы, поэты, лингвисты. Рассмотрим, что же такое эвфония, и каковы условия для её достижения.

Сам термин происходит от греческих слов «eu» и «phone», которые переводятся как «приятно, хорошо» и «звук» соответственно. Дословно «эвфония» означает «благозвучие, приятное звучание». Антонимичным понятием является «какофония», образованное от греческих слов «kakos» – «дурной» и «phone» – «звук».

Фоника преимущественно занимается исследованием поэтической речи. Поэтому под эвфонией понимают такую звуковую организацию стихотворения, при которой произведение приобретает определённую эмоциональную окраску и характерное уникальное звучание. Преследуя эти цели, авторы особым образом подбирают слова, пользуются различными приёмами и средствами звуковой выразительности. Перечислим основные из них.

1. Рифма (от греческого «rhythmos» – «складность, размеренность, ритм») – созвучие окончаний близких отрезков речи, стихов. Пример:

В маленьких городках узнаёшь людей
не в лицо, а по спинам длинных очередей

«Келломяки», И. А. Бродский.

Рифма играет структурообразующую роль, сигнализирует о начале и конце единого по смыслу фрагмента, формирует ощущение ритмического предвкушения.

2. Ритм стиха – темп, равномерное чередование элементов произведения; выражается посредством использования определённого стихотворного размера. Пример:

Могу|чий царь| суров| и гне|вен,
Его| лицо| мрачно|, как ночь

«Дева Солнца», Н. С. Гумилёв. (четырёхстопный ямб)

3. Звуковые повторы – фигуры речи, заключающиеся в многократном употреблении в тексте каких-либо слов, выражений, предложений и т. д. Выделяют несколько видов повторов:

  • анафора – повторение звука, слога, слова, группы слов в начале стиха;
  • эпифора – повторение последней части строки;
  • рефрен – повторение одного и того же слова на ограниченном отрезке речи;
  • и др.

4. Аллитерация – многократное употребление одних и тех же согласных. Пример:

Beчep. Bзмopьe. Bздoxи вpa.
Beличaвый вoзглac вoлн.
Близкo бypя. B бepeг бьётcя
Чyждый чapaм чёpный чёлн.

«Челн томленья», К. Д. Бальмонт.

5. Ассонанс – повторение в стихе одинаковых гласных звуков. Пример:

Кроме того, чтобы стихи звучали гармонично, поэту не следует забывать о фонетических особенностях языка и согласовывать используемые приёмы с нормами речи. В 1995 году английский лингвист Дэвид Кристал выделил несколько общих признаков лексического благозвучия:

  • наличие трёх слогов в слове,
  • использование разных видов артикуляции при произнесении слов (щелевые, сонорные, звонкие, глухие звуки и т. д.),
  • короткие гласные (не дифтонги) и т. д.

В русском языке также существует ряд требований к речи, претендующей на статус эвфонической. Закономерности благозвучия для соотечественников сформулировал М. В. Ломоносов ещё в XVIII веке. Во-первых, Михаил Васильевич рекомендовал избегать скопления согласных на стыке слов. Вот как объяснял это сам учёный: «Обегать непристойного и слуху противного стечения согласных, например всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные, – вств–вз – язык весьма запинают».

Также, по мнению Ломоносова, необходимо «удаляться от стечения письмен гласных», то есть избегать хиатуса или «зияния» – повторения гласных в конце одного слова и начале следующего за ним.

В начале XX века изучением поэтической речи с точки зрения эвфонии занимались многие поэты. Большое внимание этому эффекту уделяли футуристы. Некоторые из них даже изобретали новый язык, по их представлениям, более приятный и гармонично звучащий. Широко известны эксперименты В. Хлебникова и А. Кручёных. Для примера приведём несколько отрывков из их произведений:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик…
«Лицо», В. Хлебников.

Мизиз…
Зынь…
Ицив –
Зима!…
Замороженные
Стень
Стынь…
Снегота… Снегота!…
Стужа… вьюжа…

«Зима», А. Кручёных.

Другие поэты по-своему понимали эвфонию. Например, автор мог избегать употребления в тексте своего стихотворения определённых звуков. Так поступил Д. Бурлюк в стихотворении «Без Р и С»:

Луна едва дышала
У тихих вод
Где днём овод
Пил коней
Мушки в облаке пыли
Летали
Была теплота как вода
Под ивами невода
Мели тучи.

Подытоживая, можно сказать, что понятие эвфонии может изменяться от языка к языку, от автора к автору. Разные языковые системы накладывают собственные отпечатки на звучание поэтической речи. Поэты и читатели могут по-разному воспринимать стихи в соответствии с индивидуальными представлениями о благозвучии. Тем не менее думается, что изучать особенности поэтической речи и выделять общие правила стихосложения очень важно для понимания красоты поэтической речи.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах