Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Эпифора

В художественной литературе, в поэзии в частности, существует немало способов привлечь внимание читателя к определённой мысли. Иногда это делается с помощью выразительного образа или красивой метафоры. В других случаях авторы прибегают к многократному повторению высказывания.

Повторы относятся к фигурам речи, а конкретнее – к фигурам прибавления. Они бывают различными. Они могут располагаться в начале строф. Могут следовать друг за другом. А могут помещаться в конце строфы, как бы подытоживая сказанное в ней. Такой приём называется эпифорой и часто встречается в произведениях русских и зарубежных авторов.

Термин «эпифора» заимствован из греческого языка. Он происходит от слов «epi» – «после» и «phoros» – «несущий» и определяется как повторение одних и тех же сочетаний звуков, слов или речевых конструкций в конце соседних или близких друг к другу отрезков текста (предложений, стихов, строф и др.). Эпифора является противоположностью анафоры – повторения начала соседних отрезков речи.

В литературоведении выделяют несколько видов эпифоры:

1. Грамматическая эпифора представляет собой повторение нескольких звуков, сочетаний букв в конце соседних ритмических рядов. Эта разновидность эпифоры характерна для детской поэзии, считалок и т. д.:

Я сказала: – Ты поёшь нескладно! –
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: «Ладно, ладно
Значит, понимает речь мою.

«Эхо», Е. А. Благинина.

Нередка грамматическая эпифора и для лирических стихотворений. В следующем отрывке видим такую конструкцию в сочетании с анафорой:

Вот, друг, плоды моей небрежной музы!
Оттенок чувств тебе несу я в дар.
Хоть ты презрел священной дружбы узы,
Хоть ты души моей отринул жар…

«Посвящение. N.N.», М. Ю. Лермонтов.

2. Лексическая эпифора заключается в дублировании отдельных слов или речевых оборотов в конце строки, строфы, предложения и т. д. Вот несколько примеров использования такой эпифоры:

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.

Сердце! – вот утро – люби же
Всё, чем жило на веку;
Слышится ближе и ближе,
Как золотое, – ку-ку.

«Кукушка», А. А. Фет.

Правда, ночь при свете лунном
Холодна, тиха, ясна;
Правда, ты недаром, друг мой,
Покидаешь ложе сна:

Бриллианты в свете лунном,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах.

«Знаю я, что ты, малютка…», А. А. Фет.

Здесь эпифора служит углублению образа. Дважды указывая на одно и то же явление, поэт подчёркивает его важность.

То-то праздник мне да Маше,
Другу сердца моего;
Никогда про счастье наше
Мы не скажем ничего.

Стойте – тотчас угадаю
Горе сердца твоего.
Понимаю, понимаю! –
Не болтай же ничего.

«Будь подобен полной чаше…», А. С. Пушкин.

Ах, Отец мой, Отец – да,
Ты зиждительный Творец – да,
Приведи меня в конец – да,
Что в конец всех сердец – да,
Где игра колоколец – да,
Где таинственный ларец – да,
Где венчальный свет колец – да

«Да», К. Д. Бальмонт.

В этом стихотворении повторяющееся «да» напоминает о словах, произносимых влюблёнными во время бракосочетания. Кроме того, эпифора здесь отражает бурный восторг и преклонение лирического героя перед высшей силой, всемогущим Творцом.

3. Риторическая эпифора предполагает повторение целых предложений в конце строф и других параллельных отрезков речи. Такая эпифора часто встречается в стихотворениях русских классиков:

У нас за робостью лица
Скрывается иное.
Мы непокорные сердца.
Мы молоды. Нас трое.

Служить свободе – наш девиз,
И кончить, как герои.
Мы тенью Шиллера клялись.
Мы молоды. Нас трое.

«Тройственный союз», М. И. Цветаева.

Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций – тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он русский бог.

«Русский бог», П. А. Вяземский.

В этом отрывке эпифора помогает придать строкам твёрдость, убедительность. Благодаря ней мы чувствуем отчаяние автора, убёжденного в истинности своих выводов.

Тихо вечер догорает,
Горы золотя;
Знойный воздух холодает, –
Спи, мое дитя!

Соловьи давно запели,
Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели, –
Спи, мое дитя!

Смотрят ангельские очи,
Трепетно светя;
Так легко дыханье ночи, –
Спи, мое дитя!

«Серенада», А. А. Фет.

В данном случае повторяющаяся фраза придаёт стихотворению сходство с настоящей колыбельной песней. Эпифора как бы гипнотизирует читателя, успокаивает и убаюкивает его.

Эпифора также распространена в произведениях зарубежных авторов. Вот, как применяет эту стилистическую фигуру Уильям Шекспир:

Бассанио:
Знай ты, мой друг, кому я отдал перстень,
Знай ты, из-за кого я отдал перстень.
Пойми лишь ты, за что я отдал перстень,
И как я неохотно отдал перстень,
Когда принять хотели только перстень, –
Смягчила б ты свое негодованье.

Порция:
Знай вы, как драгоценен этот перстень,
Знай цену той, что отдала вам перстень,
Знай честь, что вам хранить велела перстень.
Вы б никогда не отдали тот перстень;
И кто ж бы был настолько неразумен, –
Когда бы вы отстаивали перстень
С горячностью, – кто был бы так нескромен,
Чтоб требовать то, что другим святыня?
Нерисса подсказала, что мне думать:
Хоть умереть – у женщины мой перстень.

«Венецианский купец».

Как видим по этому отрывку, эпифора часто удачно сочетается с анафорой. Такая комбинация приёмов делает речь более напористой, назидательной, придаёт ей большую убедительность и энергичность.

Вот фрагмент из известного стихотворения Эдгара Аллана По, которое построено вокруг риторической эпифоры:

И вскричал я в скорби страстной: «Птица ты – иль дух ужасный,
Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, –
Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,
В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!
О, скажи, найду ль забвенье, – я молю, скажи, когда?»
Каркнул Ворон: «Никогда».

«Ты пророк, – вскричал я, – вещий! «Птица ты – иль дух зловещий,
Этим небом, что над нами, – богом, скрытым навсегда, –
Заклинаю, умоляя, мне сказать – в пределах Рая
Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,
Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?»
Каркнул Ворон: «Никогда».

«Ворон», перевод К. Д. Бальмонта.

Эпифора широко используется в ораторской речи. Этот приём помогает подытожить главную мысль, сосредоточить внимание слушателей и читателей на наиболее важных идеях. Ниже представлен отрывок из речи Мартина Лютера Кинга 1963 года:

«С верою этой мы сможем трудиться вместе, молиться вместе, бороться вместе, в неволе томиться вместе, стоять за свободу вместе, зная, что однажды мы будем свободны».

Как видим, в конце каждого отрезка находится одно и то же слово, с помощью которого подчёркивается единство американской нации.

Мы можем выделить основные функции эпифоры.

  1. Эпифора создаёт эффект кульминации высказывания. Благодаря этой фигуре обнажаются и обостряются накапливающиеся в ходе чтения эмоции.
  2. С помощью эпифоры происходит концентрация внимания читателя на главной мысли, идее автора.
  3. Эпифора заставляет читателя предполагать и предвкушать дальнейшее развитие речи.

Следовательно, эпифора играет в художественном тексте важную роль. Поэтому этот приём широко используется не только в литературе, но и в повседневной речи.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах