Эпифора
В художественной литературе, в поэзии в частности, существует немало способов привлечь внимание читателя к определённой мысли. Иногда это делается с помощью выразительного образа или красивой метафоры. В других случаях авторы прибегают к многократному повторению высказывания.
Повторы относятся к фигурам речи, а конкретнее – к фигурам прибавления. Они бывают различными. Они могут располагаться в начале строф. Могут следовать друг за другом. А могут помещаться в конце строфы, как бы подытоживая сказанное в ней. Такой приём называется эпифорой и часто встречается в произведениях русских и зарубежных авторов.
Термин «эпифора» заимствован из греческого языка. Он происходит от слов «epi» – «после» и «phoros» – «несущий» и определяется как повторение одних и тех же сочетаний звуков, слов или речевых конструкций в конце соседних или близких друг к другу отрезков текста (предложений, стихов, строф и др.). Эпифора является противоположностью анафоры – повторения начала соседних отрезков речи.
В литературоведении выделяют несколько видов эпифоры:
1. Грамматическая эпифора представляет собой повторение нескольких звуков, сочетаний букв в конце соседних ритмических рядов. Эта разновидность эпифоры характерна для детской поэзии, считалок и т. д.:
Я сказала: – Ты поёшь нескладно! –
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: «Ладно, ладно!»
Значит, понимает речь мою.«Эхо», Е. А. Благинина.
Нередка грамматическая эпифора и для лирических стихотворений. В следующем отрывке видим такую конструкцию в сочетании с анафорой:
Вот, друг, плоды моей небрежной музы!
Оттенок чувств тебе несу я в дар.
Хоть ты презрел священной дружбы узы,
Хоть ты души моей отринул жар…«Посвящение. N. N.», М. Ю. Лермонтов.
2. Лексическая эпифора заключается в дублировании отдельных слов или речевых оборотов в конце строки, строфы, предложения и т. д. Вот несколько примеров использования такой эпифоры:
Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.Сердце! – вот утро – люби же
Всё, чем жило на веку;
Слышится ближе и ближе,
Как золотое, – ку-ку.«Кукушка», А. А. Фет.
Правда, ночь при свете лунном
Холодна, тиха, ясна;
Правда, ты недаром, друг мой,
Покидаешь ложе сна:Бриллианты в свете лунном,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах.«Знаю я, что ты, малютка…», А. А. Фет.
Здесь эпифора служит углублению образа. Дважды указывая на одно и то же явление, поэт подчёркивает его важность.
То-то праздник мне да Маше,
Другу сердца моего;
Никогда про счастье наше
Мы не скажем ничего.Стойте – тотчас угадаю
Горе сердца твоего.
Понимаю, понимаю! –
Не болтай же ничего.«Будь подобен полной чаше…», А. С. Пушкин.
Ах, Отец мой, Отец – да,
Ты зиждительный Творец – да,
Приведи меня в конец – да,
Что в конец всех сердец – да,
Где игра колоколец – да,
Где таинственный ларец – да,
Где венчальный свет колец – да…«Да», К. Д. Бальмонт.
В этом стихотворении повторяющееся «да» напоминает о словах, произносимых влюблёнными во время бракосочетания. Кроме того, эпифора здесь отражает бурный восторг и преклонение лирического героя перед высшей силой, всемогущим Творцом.
3. Риторическая эпифора предполагает повторение целых предложений в конце строф и других параллельных отрезков речи. Такая эпифора часто встречается в стихотворениях русских классиков:
У нас за робостью лица
Скрывается иное.
Мы непокорные сердца.
Мы молоды. Нас трое.
…
Служить свободе – наш девиз,
И кончить, как герои.
Мы тенью Шиллера клялись.
Мы молоды. Нас трое.«Тройственный союз», М. И. Цветаева.
Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций – тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог.Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он русский бог.«Русский бог», П. А. Вяземский.
В этом отрывке эпифора помогает придать строкам твёрдость, убедительность. Благодаря ней мы чувствуем отчаяние автора, убёжденного в истинности своих выводов.
Тихо вечер догорает,
Горы золотя;
Знойный воздух холодает, –
Спи, мое дитя!Соловьи давно запели,
Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели, –
Спи, мое дитя!Смотрят ангельские очи,
Трепетно светя;
Так легко дыханье ночи, –
Спи, мое дитя!«Серенада», А. А. Фет.
В данном случае повторяющаяся фраза придаёт стихотворению сходство с настоящей колыбельной песней. Эпифора как бы гипнотизирует читателя, успокаивает и убаюкивает его.
Эпифора также распространена в произведениях зарубежных авторов. Вот, как применяет эту стилистическую фигуру Уильям Шекспир:
Бассанио:
Знай ты, мой друг, кому я отдал перстень,
Знай ты, из-за кого я отдал перстень.
Пойми лишь ты, за что я отдал перстень,
И как я неохотно отдал перстень,
Когда принять хотели только перстень, –
Смягчила б ты свое негодованье.Порция:
Знай вы, как драгоценен этот перстень,
Знай цену той, что отдала вам перстень,
Знай честь, что вам хранить велела перстень.
Вы б никогда не отдали тот перстень;
И кто ж бы был настолько неразумен, –
Когда бы вы отстаивали перстень
С горячностью, – кто был бы так нескромен,
Чтоб требовать то, что другим святыня?
Нерисса подсказала, что мне думать:
Хоть умереть – у женщины мой перстень.«Венецианский купец».
Как видим по этому отрывку, эпифора часто удачно сочетается с анафорой. Такая комбинация приёмов делает речь более напористой, назидательной, придаёт ей большую убедительность и энергичность.
Вот фрагмент из известного стихотворения Эдгара Аллана По, которое построено вокруг риторической эпифоры:
И вскричал я в скорби страстной: «Птица ты – иль дух ужасный,
Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, –
Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,
В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!
О, скажи, найду ль забвенье, – я молю, скажи, когда?»
Каркнул Ворон: «Никогда».«Ты пророк, – вскричал я, – вещий! «Птица ты – иль дух зловещий,
Этим небом, что над нами, – богом, скрытым навсегда, –
Заклинаю, умоляя, мне сказать – в пределах Рая
Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,
Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?»
Каркнул Ворон: «Никогда».«Ворон», перевод К. Д. Бальмонта.
Эпифора широко используется в ораторской речи. Этот приём помогает подытожить главную мысль, сосредоточить внимание слушателей и читателей на наиболее важных идеях. Ниже представлен отрывок из речи Мартина Лютера Кинга 1963 года:
«С верою этой мы сможем трудиться вместе, молиться вместе, бороться вместе, в неволе томиться вместе, стоять за свободу вместе, зная, что однажды мы будем свободны».
Как видим, в конце каждого отрезка находится одно и то же слово, с помощью которого подчёркивается единство американской нации.
Мы можем выделить основные функции эпифоры.
- Эпифора создаёт эффект кульминации высказывания. Благодаря этой фигуре обнажаются и обостряются накапливающиеся в ходе чтения эмоции.
- С помощью эпифоры происходит концентрация внимания читателя на главной мысли, идее автора.
- Эпифора заставляет читателя предполагать и предвкушать дальнейшее развитие речи.
Следовательно, эпифора играет в художественном тексте важную роль. Поэтому этот приём широко используется не только в литературе, но и в повседневной речи.