«Кукушка» А. Фет
Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.Сердце! – вот утро – люби же
Всё, чем жило на веку;
Слышится ближе и ближе,
Как золотое, – ку-ку.Или кто вспомнил утраты,
Вешнюю вспомнил тоску?
И раздается трикраты
Ясно и томно: ку-ку.
17 мая 1886 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск третий» (1888).
Анализ стихотворения Фета «Кукушка»
Стихотворение «Кукушка» датируется 17 мая 1886 года. Впервые его напечатали в книге «Вечерние огни. Выпуск третий неизданных стихотворений А. Фета» в 1888 году.
Произведение состоит из трёх четверостиший. Размер представляет собой сложное сочетание стоп. В нечётных строках присутствует одна стопа хорея и две – амфибрахия. Чётные строки аналогично начинаются с хорея, затем следует одна стопа амфибрахия и одна – ямба. Рифма в строках перекрёстная (abab).
Автор присутствует в стихотворении незримо. Он выступает как проводник, неспешно знакомящий читателя с просыпающейся от зимнего сна природой. С помощью выразительных эпитетов поэт, как умелый художник-акварелист, создаёт в нашем воображении нежный пейзаж. Благодаря его лёгкой кисти мы видим молодые деревца, раскинувшие свою густую крону. Выражение «в весеннем соку» заставляет нас буквально услышать, как бежит самая жизнь в ветвях и листьях растений.
При чтении стихотворения сразу бросается в глаза такой поэтический приём, как эпифора. Каждое четверостишие заканчивается подражанием крику лесной птицы – «ку-ку». При этом в разных строфах пение передано по-разному. Например, в первом четверостишии поэт использует такие выражения, как «где-то», «будто бы», словно сам сомневается в том, что действительно слышит голос птички.
Во второй строфе кукушкин зов звучит отчётливее благодаря стоящему рядом рефрену «ближе и ближе». В этой части стихотворения мы можем заметить интересный эпитет. По отношению к пению птицы автор применяет необычное прилагательное «золотое». Конечно, многим доводилось встречать в литературе подобные эпитеты, в которых прилагательное, относящееся к металлу, используют в сочетании со словами, обозначающими звук. Например, «серебряный звон». Но «золотой звук», согласимся, – это редкость.
Подобного же мнения придерживался Я. П. Полонский, русский поэт и друг Афанасия Афанасьевича Фета. Между литераторами завязалась по поводу этого эпитета острая полемика, в которой Фет отстаивал позицию о том, что золотым называют нечто, что дорого сердцу. Полонский соглашался с таким мнением, но использование выражения «золотое ку-ку» всё равно считал дерзостью по отношению к русскому языку.
В третьей строфе «ку-ку» раздаётся уже гораздо громче. Автор использует устаревшее слово «трикраты», т. е. кричит кукушка три раза. Этот звук назван ясным и томным. Показательно, что наиболее отчётливо он раздаётся именно тогда, когда поэт говорит о тоске и утрате. Можно сделать вывод, что в самом сердце леса или, если мыслить метафорически, души, в глубину которой мы вместе с нашим проводником-автором совершаем путешествие, сильнее всего звучит именно этот мотив.