«Сеятелям» Н. Некрасов
Сеятель званья на ниву народную! Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна! Где же вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ…
Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»
Образ обработанной плодородной пашни, именуемой лексемой «нива», – одна из частотных доминант некрасовского пейзажа. Лирический герой, которому понятен уклад бесхитростной деревенской жизни, рад созерцать «колосья бесконечных нив», гарант крестьянского благополучия. По этой причине образ поля, засеянного хлебом, наделяется эпитетами с положительной семантикой, подчеркивающими красоту и обилие «янтарного зерна», дара земли-кормилицы.
В некрасовской поэтике образ нивы употребляется и в иносказательном смысле, метафорически уподобляясь жизненному пути. Развивая троп, автор предпочитает оставаться в рамках аналогии с сельским трудом: чтобы поле не заглохло, не поросло сорняками, ему нужен заботливый крестьянин. С жизненной нивой неразрывно связан образ сеятеля, подвижника, пророка – бескорыстного, возвышенного и патриотичного. Фигура идеального героя не всегда остается абстрактной: свои конкретные воплощения она находит в облике лирических адресатов «Памяти Добролюбова», «Пророка», «На смерть Шевченко».
Страстное обращение к людям передовых взглядов звучит в художественном тексте 1876 г. Поэт именует их обобщенной категорией «сеятель», которая восходит к пушкинскому наследию. Некрасовский герой не разделяет интонации обреченности и горького разочарования, заявленные одиноким «свободы сеятелем», и будто отстаивает свои позиции в заочном споре.
Оптимистичный настрой и убежденность в необходимости активных действий – отличительные черты позиции лирического «я» некрасовского творения. Уверенного и воодушевленного оратора беспокоят сомнения иного рода: он встревожен низкой эффективностью работы просветителей. Рассматривая причины неблагоприятного явления, автор вновь прибегает к испытанной параллели, сравнивая высокую общественную миссию с крестьянским трудом. Художественный прием лег в основу многочисленных метафор со сходной семантикой сельскохозяйственных работ. Бесплодная почва, плохие семена и всходы, дефицит качественного зерна – все эта лексика служит для обозначения разных аспектов неудовлетворительной деятельности активистов.
Череда риторических вопросов, посвященных анализу неудач, сменяется другим рядом, свидетельствующим о недостатке «умелых» и «бодрых» кадров. Стихотворный текст завершается афористичным призывом к настоящим энтузиастам. Его форма обогащается комплексом однородных субстантивированных прилагательных, обозначающих суть благородной миссии.