Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«К друзьям» А. Дельвиг

Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась.
О Царский сад, тебя ль забуду я?
Твоей красой волшебной забавлялась
Проказница фантазия моя,
И со струной струна перекликалась,
В согласный звон сливаясь под рукой, –
И вы, друзья, талант любили мой.

Все ж песни вам от сельского поэта!
Любите их за то хоть, что мои.
Бог весть куда умчитесь в шуме света
Все вы, друзья, все радости мои!
И может быть, мечты моей Лилета
Там будет мне мучением любви;
А дар певца, лишь вам в пустыне милый,
Как василек, не доцветет унылый.

Дата создания: май 1817 г.

Анализ стихотворения Дельвига «К друзьям»

Стихотворение «К друзьям» написано Антоном Антоновичем в 1817 году – это год окончания лицея. Оно ярко иллюстрирует то, насколько значимым для поэта было лицейское братство, верность которому оно пронес через всю свою недолгую жизнь.

Небольшое произведение ярко отражает искренность и скромность натуры Дельвига, которого никто не воспринимал всерьез, и надежность его товарищеских чувств. Стихотворение по существу является клятвой верности, данной друзьям по лицею, и содержит такие выразительные средства:

  • обращения – «друзья», «о Царский сад» – поэт обращается ко всему, что ему дорого;
  • эпитеты – «волшебная краса», «согласный (стройный, гармоничный) звон», «милый, унылый дар» – формируют яркие образы;
  • олицетворения – «душа разливалась», «проказница фантазия», «струна перекликалась со струной, сливаясь» – являются удачным приемом сделать героями стихотворения явления и предметы, обратить на них внимание читателя;
  • инверсию – «забуду я», «красой волшебной», «оживлялась фантазия», «фантазия моя», «за то хоть…», «радости мои», «все вы», «мечты моей», «голос мой», которая используется с целью подчеркнуть смысловую роль интонационно выделенного слова;
  • метафоры – «оживлялась красой», «сливаясь в звон»;
  • синекдоху – «любили голос», «умчитесь в шуме света», «Лилета мечты», «мучение любви», «дар певца» – выделяя характерную черту или признак явления, позволяет поэту ярче описать свои чувства;
  • риторическое восклицание – «Я редко пел…!», «Вам песни… от поэта!» – отражают накал чувств автора;
  • риторический вопрос – «…тебя ль забуду?..» – на самом деле является утверждением того, что время, проведенное в лицее, не забудется никогда;
  • эллипсис – «…сливаясь под рукой – (поэтому) и вы… любили»;
  • фразеологизм – «бог весть (неизвестно)»;
  • лексический повтор – «все вы, все радости» – отражает полноту чувств юноши;
  • сравнение – «дар, как василек» – собственный талант поэт уподобляет скромному, неброскому полевому цветку;
  • «со струной струна перекликалась» – перифраз поэтического творчества, игры на лире как символе поэзии.

Обороты « я пел» и «любили голос» не следует понимать буквально. Не звук речи товарища завораживал буйных подростков, надолго оторванных от семей – просто Антон был интересным рассказчиком. «Я пел» – это перифраз выражения «читал стихи».
Поэт предвкушает момент разлуки с друзьями и не ждет ни счастья в любви, ни успеха в свете, довольно невысоко оценивая собственный поэтический дар.

Метки:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах