Как писать стихи

«Апрель» И. Бунин


«Апрель» Иван Бунин

Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далекий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.

А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.

Анализ стихотворения Бунина «Апрель»

Стихотворение «Апрель», написанное И. А. Буниным 15 апреля 1906 г., является ярким примером знаменитой пейзажной лирики поэта. Его легко можно представить в виде картины, на которой изображены мрачные, но эффектные элементы ночного ландшафта.

Это произведение состоит из двух четверостиший. Оно написано пятистопным ямбом, рифма перекрёстная (abab). Первая строфа целиком состоит из назывных предложений, которые намечают детали окружающего мира.
Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далёкий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.

Во втором четверостишии появляются глаголы, но они характеризуют не действие, а скорее процесс.
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.

Стихотворение «Апрель» построено так, словно человека в нём нет. Не обозначается даже присутствие наблюдателя. Благодаря назывным предложениям складывается впечатление, будто вещи возникли и существуют сами по себе. Даже запахи и звуки витают в воздухе без всякой необходимости быть воспринятыми кем-либо.

Композиция произведения напоминает кольцо. Первый образ, который мы встречаем, – это луна, охарактеризованная метафорой «туманный серп». В её бледном ненадёжном свете вырисовываются различные предметы и явления. Взгляд поэта блуждает по небу, замечая блики на крыше, очертания палисадника, колебания воздуха там, где промелькнула летучая мышь. До автора долетают смутные слабо различимые звуки – голоса животных, скрип механизмов. Но затем внимание автора снова возвращается к полумесяцу, замыкая круг.

Всё детали ландшафта словно окутаны ореолом загадочности. Для создания этой мистической атмосферы Иван Алексеевич использует следующие эпитеты: «неясный полумрак», «таинственный зигзаг», «далёкий лай». Автор подбирает образы, которые ассоциируются с потусторонними силами, поэтому мы видим в тексте упоминание летучей мыши, мельницы. Это сооружение в народных преданиях традиционно связывается с проделками колдунов. Даже облик луны нетипичен – поэт наделяет светило невиданным зеленоватым светом, придавая ему зловещие черты.

Это стихотворение можно отнести, если допустимо так выразиться, к готической лирике. Оно напоминает декорации, в которых обычно разворачивается действие готических романов. В нём также присутствует атмосфера таинственности, встречаются образы, отсылающие к сюжетам сказок о злых волшебниках и магии.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах