«Nocturne» И. Северянин
Месяц гладит камыши
Сквозь сирени шалаши…
Все – душа, и ни души.Все – мечта, все – божество,
Вечной тайны волшебство,
Вечной жизни торжество.Лес – как сказочный камыш,
А камыш, как лес-малыш.
Тишь – как жизнь, и жизнь – как тишь.Колыхается туман –
Как мечты моей обман,
Как минувшего роман…Как душиста, хороша
Белых яблонь пороша…
Ни души, – и все душа!
Декабрь 1908 г.
Анализ стиха И. Северянина «Ноктюрн»
Ноктюрн – это музыкальная пьеса лирического, мечтательного характера. И. Северянин выбрал это название не случайно. Представленное стихотворение является отражением душевного состояния автора, ассоциированного с лирическим героем, и это состояние навеяно картинами раннего лунного вечера.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- метафоры – «шалаши сирени», «пороша яблонь», «обман мечты», скрытые сравнения помогают уподобить густые кусты сирени убежищу, яблоневый цвет – свежевыпавшему снегу, подчеркнуть эфемерность мечты;
- олицетворения – «месяц гладит» – очеловечивание луны – излюбленного романтического символа – отражает томность и негу тихого летнего вечера, оборот «торжество жизни» – извечную победу жизни над смертью;
- эпитеты – «вечная тайна», «вечная жизнь», «сказочный камыш» – придают речи выразительность, образность, выделяют необычные свойства явлений;
- сравнения – «лес – как камыш», «лес-малыш» – сила поэтического воображения и мастерство позволяют автору увеличить камыш до размеров леса и наоборот и придать изложению фантазийные черты, «колыхается, как обман» – указание на то, что сходные явления (туман и обман) искажают перспективу, вводят в заблуждение;
- инверсию – «колыхается туман», «мечты моей обман», «минувшего роман», формирующую именные рифмы и создающую смысловые акценты на последних словах каждого словосочетания;
- многочисленные умолчания – «Месяц гладит камыши…», «Колыхается туман … как роман…», «Как душиста … пороша…» – лексический повтор – «вечной тайны, вечной жизни» – передают взволнованность, неподготовленность речи;
- аллитерацию – «душиста, хороша», «мечты моей обман, минувшего роман» – как эффективное средство звукописи.
Поэт намеренно создает акцент на душе: ведь доктриной созданного им поэтического направления – эгофутуризма – и была так называемая «Душа-истина». В рамках стихотворения автор обыгрывает разные значение этого слова – оно является ключевым: это и человек как таковой, и природа прекрасного, его суть, главная составляющая. Небольшое стихотворение словно вмещает неповторимую красоту угасающего весеннего дня.
Обилие звонких и глухих ширящих создает звуковые образы: шуршание камыша, легкий шелест листвы и цветочных лепестков, а возможно, и шепот влюбленных где-то в глубине сада.
Автор: Игорь Северянин