Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Валерий Брюсов

«Мы (Мы были гребень волны взнесённой…)» В. Брюсов

Мы – гребень встающей волны.
«Tertia Vigilia»

Мы были гребень волны взнесенной…
Но белой пеной окроплены,
Мы разостлались утомленно,
Как мертвый плат живой волны.

Мы исчезаем… Нас поглощает
Волна другая, чтоб миг блестеть,
И солнце зыби позлащает
Волн, приходящих умереть.

Я – капля в море! Назад отринут,
Кружусь в просторе, – но не исчез.
И буду бурей снова вскинут
Под вечным куполом небес!

1917 г.
Сборник «Девятая камена», раздел «В альбомах».
Сборник «Последние мечты», раздел «Душа истаивает…».

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Мы были гребень волны взнесенной…»

Стихотворение отражает новый взгляд основоположника и теоретика русского символизма на свое место в пантеоне славы русской классической поэзии начала века. Автор будто полемизирует сам с собой.

Произведение предваряет эпиграф – строка собственного стихотворения В. Я. Брюсова «Мы» из сборника 1899 года «Tertia Vigilia» (что в переводе с латыни означает «третья стража»). Оно написано от имени не знающих сомнений и душевного трепета провидцев (к которым относил себя Брюсов), имеющих – по их убеждению – высокое предназначение, облеченных особой миссией и упивающихся ею. Новые времена опустили автора с небес на землю.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • умолчания – «(были гребень) волны взнесенной…», « Мы исчезаем…» – отражают безысходность, глубокое сожаление и печаль – говоря о прошлом, лирический герой понимает, что его не вернуть;
  • инверсию – «волны взнесенной», «поглощает волна другая», которая обусловлена необходимостью гармонично зарифмовать строки;
  • олицетворения – «мертвый плат», «живая волна», «гребень волны», «волна поглощает», «солнце позлащает», «волны, приходящие умереть», «вечный купол небес», «вскинут бурей» – позволяют поэту создать яркие, понятные читателю образы;
  • метафоры – «плат (гладкая поверхность воды уподобляется куску ткани) волны», «купол небес» – автор мастерски отсылает нас к сходству неба со сферической крышей;
  • контекстуальные антонимы – «отринут – вскинут», «мертвый – живой» – оформляют противопоставление важных качеств, свойств природных явлений;
  • риторические восклицания – «Я – капля!», «… буду вскинут! …» – подчеркивают эмоциональный фон произведения;
  • лексику высокого стиля – «небеса», «отринут (в контексте речи – отброшен)» – лирический герой, ассоциирующий себя с волной (с морским прибоем), ударившись о берег, откатывается обратно в море;
  • контекстуальные синонимы – «зыби, волны», «взнесенная, встающая» – позволяют автору избежать самоповторов;
  • устаревшую лексику – усеченное слово «плат» – то же, «что платок»;
  • фразеологизм – «капля в море» – имеет значение «малость по сравнению с чем-либо великим».

Оборот «мертвый плат живой волны» описывает нам спокойную морскую гладь: поверхность воды гладкая, неподвижная (как будто мертвая), хотя море полно жизни – в глубине двигаются неведомые животные и существуют мощные морские течения.

Признавая тщету литературной славы, поэт уверен, что не останется в забвении.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах