«Любовь – одна (Единый раз вскипает пеной…)» З. Гиппиус
Единый раз вскипает пеной И рассыпается волна. Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь – Одна. Мы негодуем, иль играем, Иль лжем – но в сердце тишина. Мы никогда не изменяем: Душа одна – любовь одна. Однообразно и пустынно Однообразием сильна Проходит жизнь… И в жизни длинной Любовь одна, всегда одна. Лишь в неизменном – бесконечность, Лишь в постоянном глубина. И дальше путь, и ближе вечность, И все ясней: любовь одна. Любви мы платим нашей кровью, Но верная душа – верна, И любим мы одной любовью… Любовь одна, как смерть одна.
1896 г.
Сборник «Собрание стихов. 1889–1903».
Анализ стихотворения Гиппиус «Любовь – одна»
Стихотворение «Любовь – одна» написано в 1896 году. Свободный брак с Д. Мережковским, безусловный талант и страстная натура обусловливают появление у З. Н. Гиппиус множества замечательных стихотворений.
Произведение является своеобразным нравственным манифестом поэтессы, ломавшей общественные стереотипы, и включает следующие выразительные средства:
- олицетворения – «волна вскипает», «сердце не может», «жизнь сильна»;
- инверсию – «вскипает волна», «проходит жизнь», «жизни длинной», «любим мы»;
- ряд однородных членов предложения – «негодуем, играем, лжем» – призваны раскрыть все многообразие человеческих чувств;
- эллипсис – «в неизменном – (содержится, находится) бесконечность, в постоянном – (находится) глубина»;
- антонимы – «дальше – ближе», «жизнь – смерть»;
- лексика высокого стиля – «вечность», «бесконечность», «душа», «негодуем»;
- метафоры – «тишина в сердце», «вскипает пеной» – помогают создать яркие образы;
- метонимию – «платим кровью» – перенос значения происходит на основе близости понятий: кровь как высшая ценность и цена всего;
- многосоюзие – «и путь, и вечность, и все»;
- аллитерацию (использование однокоренных слов) – «любим мы одной любовью… Любовь…», «верная душа верна», «однообразно …, однообразием…»;
- синтаксический параллелизм – «Мы негодуем…», «Мы не изменяем…», «…мы платим…», «любим мы…»;
- умолчания: «любим … одной любовью…» – скорее констатирует необходимость чувства, питающего творчество, чем его постоянство, «…однообразием сильна, проходит жизнь…» – невольное признание быстротечности жизни, необходимости хоть каких-нибудь устоев, основ, постоянства, озадачивающее автора;
- эпифоры – «любовь одна, всегда одна», «душа одна, любовь – одна» – призваны создать акцент на ключевом слове;
- сравнение – «любовь … , как смерть…»;
- стык – «…изменой: измены нет…».
Слово «единый» употребляется в значении «единственный». Местоимение «мы» обобщает чувства З. Н. Гиппиус – она уверена в своей правоте. Слово «одна», завершая каждую строфу, является эффектным рефреном произведения и громкой декларацией мнения молодой амбициозной поэтессы.
Думается, волна как символ свободной стихии очень эффектна, но в данном контексте этот прием неубедителен. Поэтесса начинает стихотворение интересной аналогией, которая отрицает ее же посыл: каждая конкретная волна уникальна и неповторима, но в целом они во множестве приходят друг другу на смену. Жизнь показала, что так случалось и со смыслами, которые вкладывала изобретательная Гиппиус в понятие любви. Сосредоточившись на нем, поэтесса не уточняет объекты своего чувства. Она явно разделяет две стороны любви, оправдывая личные поиски острых ощущений.