«Зелёные стихи» С. Чёрный
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.И, сорвав зеленый листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? рыжий гимназистик
Ходит под окном.Отчего он не зеленый?
Май теперь ведь… май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! не приставай».
Анализ стихотворения С. Черного «Зеленые стихи»
Стихотворению «Зеленые стихи» придает оригинальность акцент на конкретном признаке: фантазией автора мир окрашивается в зеленый цвет. Таким образом поэт передает красоту природы – древней и вечно новой. В литературе начала XX века такой прием не нов – например, его использовал литературный собрат С. Черного К. Чуковский в стихотворении «Скрюченная песня», но для создания комического эффекта.
Адресат произведения – малыши, способные оценить выдумку изобретательного автора. Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «зеленеют опушки», «зеленеет пруд», «шепчет гном», выделяющую значимые явления;
- олицетворения – «лягушки поют», «кузнечик завел», «дуб спит» – придают речи образность и конкретику;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «песенка», «гимназистик», «зелененькие» – подчеркивают миниатюрность сказочных персонажей и характер их эмоциональных оценок;
- метафору – «сноп зеленых свечек»;
- умолчание – «кузнечик песенку завел…»;
- цитирование – «Видишь? рыжий гимназистик ходит…» – делает читателей полноправными участниками диалога, вовлекает в действие;
- междометие «цыц» имеет императивное значение – оно передает строгий запрет говорить;
- контекстуальные антонимы «младший – старший» позволяют сопоставить две жизненные позиции;
- риторический вопрос «Отчего он не зеленый?» иллюстрирует недовольство сказочного героя – ведь человек нарушает сложившуюся гармонию;
- риторическое восклицание – «теперь ведь … май!».
Основной поэтический образ стихотворения – природа. Автор представляет героев, являющихся свидетелями и участниками таинственных, поистине волшебных явлений в сгустившихся весенних сумерках. Стихотворение пронизано ожиданием необыкновенных событий и предельно точно описывает удивительную прелесть вечера.
Метафорический смысл названия – акцент на буйстве и вечном обновлении жизни. Символическим подтекстом является попытка сконцентрировать внимание читателя на поэтизации привычного, превращении обыденности в сказку при сохранении мельчайших деталей происходящего, особом видении полноты и многообразия окружающего мира.
От несмышленого гномика ускользает смысл бодрствования гимназиста. Между тем парню с буйными рыжими волосами не дает покоя именно магия наступающей ночи: под ее покровом он, возможно, ожидает волнующей встречи.
Автор: Саша Чёрный