Как писать стихи

Риторическое восклицание


Обычные люди в разговоре постоянно меняют интонацию, произносят реплики, выбивающиеся из размеренного хода повествования. Это в значительной степени влияет на восприятие слов, слушающий лучше понимает, о чём говорится и что чувствует рассказчик. Чтобы сделать письменную речь столь же яркой и эмоциональной, авторы прибегают к различным приёмам. Одним из них является риторическое восклицание.

Этот стилистический приём относится к фигурам речи. Напомним, что фигурой называют речевую конструкцию (словосочетание, предложение), которая придаёт речи большую выразительность, меняет эмоциональную окраску, одним словом, обогащает речь. С помощью риторического восклицания автор демонстрирует момент наивысшего напряжения чувств собственных или эмоций лирического героя произведения, оно символизирует возглас или даже выкрик. Причём спектр проявляемых чувств чрезвычайно широк: это может быть восторг, удивление, радость, удовольствие, одобрение, обида, горечь, отчаяние, негодование, тоска и т. д. Важно отметить, что восклицания не только воспроизводят настроение, но и сосредотачивают внимание читателя на определённом отрезке текста, благодаря чему важная мысль лучше запоминается.

В тексте риторическое восклицание оформляется в виде отдельного предложения, оканчивающегося восклицательным знаком, а при чтении выделяется с помощью интонации.

Риторические восклицания или экскламации (от латинского слова «exclamatio», означающего «громко восклицаю») использовались издревле. Уже у античных авторов мы находим пылкие призывы и пафосные заявления, оформленные в виде риторических восклицаний. Например, Аристотель, рассуждая о том, как полководцу следует формулировать речь, приводит общеупотребительное выражение «Знаменье лучшее всех: за отечество храбро сражаться!» Именно такое пламенное воззвание, по мнению философа, придаст воинам решимость и воодушевит их перед битвой.

В литературе риторические восклицания встречаются постоянно. Они неуместны разве что в научных текстах, где не приветствуются эмоциональные оценки. Исследователи выделяют два особых вида восклицаний – аганактезис и катаплока. Первый представляет собой высказывание, выражающее возмущение. Примером аганактезиса могут служить строки из произведения «Монах» А. С. Пушкина.

В этом стихотворении повествуется о дьяволе Молоке, который в попытке совратить старого монаха Панкратия с истинного пути оказывается им пойман. Демон просит пощады и сулит разные богатства. Конечно, скромного монаха это возмущает, поэтому он почти кричит на беса:

«Осмелился ты думать о женах!
Смотри какой!
но нет, работник ада,
Ты не прельстишь Панкратья суетой.

Катаплока – это оформленная в виде вставки в основной текст и прямо не связанная с ним реплика. Много подобных восклицаний можно обнаружить в лирике Марины Цветаевой:

К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

«Маме».

Свет… Падающая вода
Чадры. (Не прикажу – не двинешься!)
Так пэри к спящим иногда
Прокрадываются в любимицы.

«Светло-серебристая цвель…»

Рассмотрим, как другие русские поэты применяют в риторические восклицания в своих произведениях.

Вот начало стихотворения Беллы Ахмадулиной «Не писать о грозе»:

Беспорядок грозы в небесах!
Не писать!
Даровать ей свободу –
не воспетою быть, нависать
над землёй, принимающей воду
Разве я ей сегодня судья,
чтоб хвалить её: радость! услада!
не по чину поставив себя
во главе потрясённого сада!

В этих строках сплелось сразу несколько эмоций: поэтесса досадует, что ей не удаётся заставить себя не писать о впечатлившем её явлении, но не может скрыть своего восхищения силой стихии.

Вот пример поэтического хулиганства в исполнении Иосифа Александровича Бродского:

Нет, я вам доложу, утрата,
завал, непруха
из вас творят аристократа
хотя бы духа.
Забудем о дешёвом графе!
Заломим брови!
Поддать мы в миг печали вправе
хоть с принцем крови!

«Пьяцца Маттеи»

Конечно, главным мотивом этих строк является душевная боль, крайняя степень отчаяния, но благодаря ехидным восклицаниям она превращается в острую иронию, которая, возможно, помогает преодолеть страдание.

В произведениях Ивана Алексеевича Бунина чаще встречаются такие эмоции, как восторг и радость. Вот как поэт передаёт эти настроения:

Прекрасна ты, душа людская! Небу,
Бездонному, спокойному, ночному,
Мерцанью звёзд подобна ты порой!
«Летняя ночь»

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой…
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!

«За рекой луга зазеленели…»

Как облегчённо дышит грудь!
Как нежно сад благоухает!

Как мирно светит и сияет
В далёком небе Млечный Путь!

«Ночь наступила, день угас…»

Современные поэты также не избегают риторических восклицаний в своих произведениях. В качестве примера хотелось бы привести отрывок из стихотворения «Я война» Алины Витухновской, содержащий катаплоку:

Вместо черных квадратов, квадратов, квадратов,
На стене человек, человек, человек на стене.
Человек (не червяк!) (не ручной оловянный солдатик!)
Это нравится, нравится, нравится мне.

Мы видим, что с помощью риторического восклицания можно выразить самые разные чувства. Неудивительно, что этим приёмом пользовались и пользуются почти все литераторы, чтобы придать своим произведениям красоту и динамичность.



Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах