«Сумасшедший» А. Апухтин
Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх И можете держать себя свободно, Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях Я королем был избран всенародно, Но это всё равно. Смущают мысль мою Все эти почести, приветствия, поклоны… Я день и ночь пишу законы Для счастья подданных и очень устаю. Как вам моя понравилась столица? Вы из далеких стран? А впрочем, ваши лица Напоминают мне знакомые черты, Как будто я встречал, имен еще не зная, Вас где-то, там, давно… Ах, Маша, это ты? О милая, родная, дорогая! Ну, обними меня, как счастлив я, как рад! И Коля… здравствуй, милый брат! Вы не поверите, как хорошо мне с вами, Как мне легко теперь! Но что с тобой, Мари? Как ты осунулась… страдаешь всё глазами? Садись ко мне поближе, говори, Что наша Оля? Всё растет? Здорова? О, Господи! Что дал бы я, чтоб снова Расцеловать ее, прижать к моей груди… Ты приведешь ее?.. Нет, нет, не приводи! Расплачется, пожалуй, не узнает, Как, помнишь, было раз… А ты теперь о чем Рыдаешь? Перестань! Ты видишь, молодцом Я стал совсем, и доктор уверяет, Что это легкий рецидив, Что скоро всё пройдет, что нужно лишь терпенье. О да, я терпелив, я очень терпелив, Но всё-таки… за что? В чем наше преступленье?.. Что дед мой болен был, что болен был отец, Что этим призраком меня пугали с детства, – Так что ж из этого? Я мог же, наконец, Не получить проклятого наследства!.. Так много лет прошло, и жили мы с тобой Так дружно, хорошо, и всё нам улыбалось… Как это началось? Да, летом, в сильный зной, Мы рвали васильки, и вдруг мне показалось…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Да, васильки, васильки…
Много мелькало их в поле…
Помнишь, до самой реки
Мы их сбирали для Оли.Олечка бросит цветок
В реку, головку наклонит…
«Папа, – кричит, – василек
Мой поплывет, не утонет?!»Я ее на руки брал,
В глазки смотрел голубые,
Ножки ее целовал,
Бледные ножки, худые.Как эти дни далеки…
Долго ль томиться я буду?
Всё васильки, васильки,
Красные, желтые всюду…Видишь, торчат на стене,
Слышишь, сбегают по крыше,
Вот подползают ко мне,
Лезут всё выше и выше…Слышишь, смеются они…
Боже, за что эти муки?
Маша, спаси, отгони,
Крепче сожми мои руки!Поздно! Вошли, ворвались,
Стали стеной между нами,
В голову так и впились,
Колют ее лепестками.Рвется вся грудь от тоски…
Боже! куда мне деваться?
Всё васильки, васильки…
Как они смеют смеяться?
. . . . . . . . . . . .Однако что же вы сидите предо мной? Как смеете смотреть вы дерзкими глазами? Вы избалованы моею добротой, Но всё же я король, и я расправлюсь с вами! Довольно вам держать меня в плену, в тюрьме! Для этого меня безумным вы признали… Так я вам докажу, что я в своем уме: Ты мне жена, а ты – ты брат ее… Что, взяли? Я справедлив, но строг. Ты будешь казнена. Что, не понравилось? Бледнеешь от боязни? Что делать, милая, недаром вся страна Давно уж требует твоей позорной казни! Но, впрочем, может быть, смягчу я приговор И благости пример подам родному краю. Я не за казни, нет, все эти казни – вздор. Я взвешу, посмотрю, подумаю… не знаю… Эй, стража, люди, кто-нибудь! Гони их в шею всех, мне надо Быть одному… Вперед же не забудь: Сюда никто не входит без доклада.
<1890>
Анализ стихотворения Апухтина «Сумасшедший»
Стихотворение «Сумасшедший» было написано А.Н. Апухтиным в 1890 году, за два года до смерти, и является иллюстрацией всей творческой мощи поэта. Можно без преувеличения сказать, что оно стало плодом долгих раздумий, мучительного анализа собственного жизненного опыта и визитной карточкой автора. Такое произведение – шедевр – мог написать только гениальный поэт с тонкой ранимой душой.
При условии правильной расстановки акцентов стихотворение производит ошеломляющее впечатление, и его охотно берут для показа абитуриенты театральных вузов. Оно содержит попытку исследования потаенных уголков человеческого сознания, показывает, как тонка грань между нормой и безумием, как сложна природа человека – безмятежные воспоминания героя неожиданно трансформируются в мучительные болезненные эмоции, провоцируют психической кризис. Поэт подобно психиатру внимательно отслеживает смену настроений героя – от надменной снисходительности, которую сменяет период просветления, до немотивированной агрессии.
Стихотворение по форме представляет собой драматический монолог человека с расстроенным рассудком – живую, взволнованную речь, и композиционно делится на три части. Центральная (лирическая) часть и по построению, и по тематике кардинально отличается от двух других. Этот прием позволяет автору создать контраст, который подчеркивает безнадежность положения героя, его трагическое раздвоение, и отделить героя от собственного «я».
Хотя автор использует средства художественной выразительности, – метонимию «страдаешь глазами», «смущают мысль», «пример благости», эпитеты «дерзкие глаза», «бледные ножки», невиданные «красные, желтые васильки» как символ сумасшествия, безмятежное олицетворение «все улыбалось», переходящее в душераздирающий кошмар – «васильки …торчат на стене, … сбегают по крыше, подползают…, лезут все выше и выше, смеются…, вошли, ворвались, … впились», на первый план выходят не они, а тематика стихотворения – крик души беспомощного человека.
Произведение представляет собой чудовищную антитезу – трагедию маленького человека, возомнившего себя властелином мира. И, хотя в стихотворении нет мотива социальной несправедливости, столкновения роковых сил, глубокая тоска героя не воспринимается только как стон безумного человека: «Рвется вся грудь от тоски…Боже! Куда мне деваться?» Возможно, автора, уже неизлечимо больного, мучило предчувствие собственной скорой смерти.