Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Предел» З. Гиппиус

«Предел» Зинаида Гиппиус

Сердце исполнено счастьем желанья,
Счастьем возможности и ожиданья, —
Но и трепещет оно и боится,
Что ожидание — может свершиться…
Полностью жизни принять мы не смеем,
Тяжести счастья поднять не умеем,
Звуков хотим, — но созвучий боимся,
Праздным желаньем пределов томимся,

Вечно их любим, вечно страдая, —
И умираем, не достигая…

Анализ стихотворения Гиппиус «Предел»

Стихотворение «Предел» было написано З. Н. Гиппиус в 1901 году, в пору формирования ее неорелигиозных взглядов. Причиной несомненного кризиса в искусстве конца века талантливая экстравагантная поэтесса справедливо считала крах религиозных основ жизни и общественных идеалов. Не случайно символизм, яркой представительницей которого она была, в этот период не только приобрел небывалую популярность, но и радикально изменил само искусство и отношение к нему.

В силу сложившихся обстоятельств и особенностей своей личности Зинаида Николаевна довольно скоро стала центром литературного кружка, который собирался в доме, и стала презентовать в его среде свои оригинальные представления о свободе. Призвание истинного художника Гиппиус видела в прямом призыве «охристианиться», но в собственной трактовке этого понятия, близкой к новому культу язычества.

Небольшое по объему стихотворение «Предел» является жемчужиной русской классики, воплощенной мечтой человека о счастье (в рамках маленького стиха это слово повторяется трижды). Произведение просто переполнено средствами выразительности, которые перетекают, гармонично трансформируются друг в друга – это свидетельство большого таланта поэтессы и виртуозного владения словом.

Здесь яркие метафоры – «сердце исполнено счастьем», « счастье желанья, возможности, ожиданья», «принять жизнь», «тяжесть счастья», «желаньем пределов томимся», олицетворение — «сердце трепещет и боится», антитезы – «сердце исполнено счастьем…, но трепещет и боится», «звуков хотим, – но созвучий боимся», анафора — «счастьем желанья, счастьем возможности…», «вечно любим, вечно страдая», лексика высокого стиля – «исполнено», «трепещет», «свершиться», «праздный».

В стихотворении единственный эпитет — «праздное желание»: поэтесса делает акцент на глаголах, на действии либо на его отрицании, бездействии — две из десяти строк стихотворения оканчиваются глаголами или глагольными формами. Преобладание действия также иллюстрируется длинным рядом однородных сказуемых — «не смеем, не умеем, боимся, томимся, умираем».

Думается, под пределом, который описывает автор, понимаются нравственные, духовные ограничения, которые предлагает христианское вероучение. Но для их осуществления требовались принципиальность и жертвенность, которая не была присуща Зинаиде Николаевне. Основная мысль произведения — человек не хозяин своим желаниям и не всегда способен предвидеть последствия их осуществления.

З. Н. Гиппиус довольно убедительно воспевала в своем творчестве и всем своим поведением демонстрировала право на свободу самовыражения во всех ее формах. Но падение самодержавия и «торжество свободы», которые наступили после февральских, а затем и октябрьских событий, ужаснули поэтессу и ее мужа, известного русского писателя Д. С. Мережковского — они в страхе покинули страну в 1919 году, безуспешно пытаясь перенести во Францию атмосферу серебряного века.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах