«Предел» З. Гиппиус
Д. В. ФилософовуСердце исполнено счастьем желанья, Счастьем возможности и ожиданья, – Но и трепещет оно и боится, Что ожидание – может свершиться… Полностью жизни принять мы не смеем, Тяжести счастья поднять не умеем, Звуков хотим, – но созвучий боимся, Праздным желаньем пределов томимся, Вечно их любим, вечно страдая, – И умираем, не достигая…
1901 г.
Сборник «Собрание стихов. 1889–1903».
Анализ стихотворения Гиппиус «Предел»
Стихотворение «Предел» было написано З. Н. Гиппиус в 1901 году, в пору формирования ее неорелигиозных взглядов. Причиной несомненного кризиса в искусстве конца века талантливая экстравагантная поэтесса справедливо считала крах религиозных основ жизни и общественных идеалов. Не случайно символизм, яркой представительницей которого она была, в этот период не только приобрел небывалую популярность, но и радикально изменил само искусство и отношение к нему.
В силу сложившихся обстоятельств и особенностей своей личности Зинаида Николаевна довольно скоро стала центром литературного кружка, который собирался в доме, и стала презентовать в его среде свои оригинальные представления о свободе. Призвание истинного художника Гиппиус видела в прямом призыве «охристианиться», но в собственной трактовке этого понятия, близкой к новому культу язычества.
Небольшое по объему стихотворение «Предел» является жемчужиной русской классики, воплощенной мечтой человека о счастье (в рамках маленького стиха это слово повторяется трижды). Произведение просто переполнено средствами выразительности, которые перетекают, гармонично трансформируются друг в друга – это свидетельство большого таланта поэтессы и виртуозного владения словом.
Здесь яркие метафоры – «сердце исполнено счастьем», « счастье желанья, возможности, ожиданья», «принять жизнь», «тяжесть счастья», «желаньем пределов томимся», олицетворение – «сердце трепещет и боится», антитезы – «сердце исполнено счастьем…, но трепещет и боится», «звуков хотим, – но созвучий боимся», анафора – «счастьем желанья, счастьем возможности…», «вечно любим, вечно страдая», лексика высокого стиля – «исполнено», «трепещет», «свершиться», «праздный».
В стихотворении единственный эпитет – «праздное желание»: поэтесса делает акцент на глаголах, на действии либо на его отрицании, бездействии – две из десяти строк стихотворения оканчиваются глаголами или глагольными формами. Преобладание действия также иллюстрируется длинным рядом однородных сказуемых – «не смеем, не умеем, боимся, томимся, умираем».
Думается, под пределом, который описывает автор, понимаются нравственные, духовные ограничения, которые предлагает христианское вероучение. Но для их осуществления требовались принципиальность и жертвенность, которая не была присуща Зинаиде Николаевне. Основная мысль произведения – человек не хозяин своим желаниям и не всегда способен предвидеть последствия их осуществления.
З. Н. Гиппиус довольно убедительно воспевала в своем творчестве и всем своим поведением демонстрировала право на свободу самовыражения во всех ее формах. Но падение самодержавия и «торжество свободы», которые наступили после февральских, а затем и октябрьских событий, ужаснули поэтессу и ее мужа, известного русского писателя Д. С. Мережковского – они в страхе покинули страну в 1919 году, безуспешно пытаясь перенести во Францию атмосферу серебряного века.