Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«На ранних поездах» Б. Пастернак

Я под Москвою эту зиму,
Но в стужу, снег и буревал
Всегда, когда необходимо,
По делу в городе бывал.

Я выходил в такое время,
Когда на улице ни зги,
И рассыпал лесною темью
Свои скрипучие шаги.

Навстречу мне на переезде
Вставали ветлы пустыря.
Надмирно высились созвездья
В холодной яме января.

Обыкновенно у задворок
Меня старался перегнать
Почтовый или номер сорок,
А я шел на шесть двадцать пять.

Вдруг света хитрые морщины
Сбирались щупальцами в круг.
Прожектор несся всей махиной
На оглушенный виадук.

В горячей духоте вагона
Я отдавался целиком
Порыву слабости врожденной
И всосанному с молоком.

Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.

В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости и неудобства
Они несли как господа.

Рассевшись кучей, как в повозке,
Во всем разнообразьи поз,
Читали дети и подростки,
Как заведенные, взасос.

Москва встречала нас во мраке,
Переходившем в серебро,
И, покидая свет двоякий,
Мы выходили из метро.

Потомство тискалось к перилам
И обдавало на ходу
Черемуховым свежим мылом
И пряниками на меду.

1941 г.

Анализ стиха Б. Пастернака «На ранних поездах»

Стихотворение вошло в вышедший в 1943 году сборник с одноименным названием. В рамках стихотворения Пастернак предстает как великий очевидец великой эпохи. Особенность творческой манеры Пастернака в том, что обычную жизненную ситуацию, любой увиденный им пейзаж и даже отвлеченную мысль он автоматически превращает в стихотворную строку, полную метафор.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • ряды однородных членов предложения – «в стужу, снег и буревал», «бабы, слобожане, учащиеся, слесаря» – для максимально точного описания ситуации;
  • лексику высокого стиля – «мрак» – наряду с разговорной – «тискались»;
  • авторский неологизм – «в буревал» – то есть в бурю, способную повалить деревья;
  • эллипсис – «Я (живу) под Москвою эту зиму», формирующий стихотворный размер;
  • фразеологизм – «ни зги (не видно)» – то есть очень темно;
  • олицетворения – «ветлы вставали», «оглушенный виадук (железнодорожный мост)», «хитрые морщины», «черты России», «нужда кладет», «Москва встречала», придающие речи живую образность;
  • метафоры – «рассыпал шаги», «холодная яма января (небесная высь)», «морщины света», «несли новости и неудобства», «читали взасос (то есть увлеченно, не отрываясь)»;
  • эпитеты – «скрипучие шаги», «горячая духота», «неповторимые черты», характеризующие явления с неожиданной стороны;
  • катахрезу – «надмирно (то есть отстраненно, величественно) высились» – сочетание несовместимых слов образует смысловое целое, противопоставляющее небесное (холодный бездушный космос) и земное, человеческое;
  • инверсию – «высились созвездья», «света … морщины», «слабости врожденной», «прошлого перипетии (судьбоносные события)», «России черты», «были бабы»;
  • сравнения – «сбирались щупальцами», «несся махиной», «рассевшись, как в повозке», «читали, как заведенные»;
  • метонимию – «переходивший в серебро», когда темнота ночи переходит в слабый, скупой утренний свет, не передающий красок, «обдавало мылом и пряниками» – то есть издавало запахи мыла и пряностей.
  • контекстуальные синонимы – «дети, подростки, потомство».

В контексте речи значение слова «слобожане» – жители пригорода. Стремясь описать реалии народного быта и языка, автор намеренно употребляет разговорную форму слова «слесаря». Поэт описывает встреченных им простых русских людей, того самого народа, противостоящего вселенскому злу фашизма и составляющего славу России, и преклоняется перед ним.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах