«Берег» Н. Карамзин
После бури и волненья,
Всех опасностей пути,
Мореходцам нет сомненья
В пристань мирную войти.Пусть она и неизвестна!
Пусть ее на карте нет!
Мысль, надежда им прелестна
Там избавиться от бед.Если ж взором открывают
На брегу друзей, родных,
О блаженство! восклицают
И летят в объятья их.Жизнь! ты море и волненье!
Смерть! ты пристань и покой!
Будет там соединенье
Разлученных здесь волной.Вижу, вижу… вы маните
Нас к таинственным брегам!..
Тени милые! храните
Место подле вас друзьям!
<1802>
Анализ стихотворения Н. М. Карамзина «Берег»
Стихотворение «Берег» увидело свет в 1802 году. Оно написано в жанре философской лирики и имеет особое, личностное наполнение. Это плод раздумий зрелого поэта и повидавшего мир человека. Стихотворение можно смело назвать поэтическим открытием, которым автор щедро делится с читателями.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «пристань мирную», «надежда … прелестна», «там избавиться от бед», «объятьям их», «будет соединенье», «тени милые», «храните место подле вас друзьям», которая обеспечивает гармоничность рифмовки;
- эпитеты – «мирная пристань», «милые тени», «таинственные брега»;
- многочисленные риторические восклицания – «Пусть она … неизвестна!», «Пусть … нет!», «О блаженство!», «Жизнь!», «Смерть!», «Тени милые!», «храните место…!» – отражают высоту чувств лирического героя;
- многочисленные ряды однородных членов предложения – «бури, волненья, опасностей», «открывают, восклицают, летят», «мысль, надежда», «друзей, родных», «море, волненье», «пристань, покой» – позволяют исчерпывающе точно описать явления;
- синонимы – «опасности, беды»;
- перифраз – разлучающие людей «волны» – это жизненные перипетии;
- антонимы – «жизнь – смерть», «море – пристань», «волненье – покой»;
- метафоры – «разлученные волной», «летят в объятья»;
- умолчание – «Вижу, вижу…» – которое одновременно является лексическим повтором, герой словно не в состоянии описать все, что доступно его внутреннему взору;
- лексику высокого стиля – «взор»;
- обращение – «милые тени» – которое одновременно является перифразом – лирический герой подчеркивает бестелесность умерших и теплоту памяти о них;
- устаревшие формы слов – «мореходцы», «подле (возле)», «брега».
Кратное прилагательное «прелестна» употребляется в значении «привлекательна».
Основные образы – символы: море, суша как полярные начала и берег как грань бытия и небытия. Стихотворение, несмотря на тематику, жизнеутверждающее и пронизано светлой грустью. Как глубоко религиозный человек Николай Михайлович – противник уныния и горячо верит в загробное существование. Метафорический смысл названия – жизненный финал, конец движения в прямом и переносном смысле. Его символический подтекст – конечность всего земного, разумная непреложность законов человеческого бытия и трактовка смерти как избавления от страданий и залога долгожданной встречи с любимыми людьми.