«Любимая, – жуть! Когда любит поэт…» Б. Пастернак
* * * Любимая, – жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых.Глаза ему тонны туманов слезят.
Он застлан. Он кажется мамонтом.
Он вышел из моды. Он знает – нельзя:
Прошли времена и – безграмотно.Он видит, как свадьбы справляют вокруг.
Как спаивают, просыпаются.
Как общелягушечью эту икру
Зовут, обрядив ее, – паюсной.Как жизнь, как жемчужную шутку Ватто,
Умеют обнять табакеркою.
И мстят ему, может быть, только за то,
Что там, где кривят и коверкают,Где лжет и кадит, ухмыляясь, комфорт
И трутнями трутся и ползают,
Он вашу сестру, как вакханку с амфор,
Подымет с земли и использует.И таянье Андов вольет в поцелуй,
И утро в степи, под владычеством
Пылящихся звезд, когда ночь по селу
Белеющим блеяньем тычется.И всем, чем дышалось оврагам века,
Всей тьмой ботанической ризницы
Пахнёт по тифозной тоске тюфяка,
И хаосом зарослей брызнется.
1917 г.
Анализ стихотворения Пастернака «Любимая, – жуть! Когда любит поэт…»
В юности Борис Пастернак пережил личную драму, когда получил отказ от Иды Высоцкой выйти за него замуж. Тем не менее, образ этой московской красавицы долгие годы преследовал поэта, которому порой казалось, что от любви он сходит с ума. Когда другие глушили свои чувства в вине или же начинали волочиться за замужними женщинами, Пастернак молча страдал, стараясь ничем не выдавать своих чувств. Буря, кипящая в душе поэта, была созвучна событиям, которые в этот момент происходили в России. Поэтому неудивительно, что в 1917 году появилось на свет стихотворение «Любимая, – жуть! Когда любит поэт…», посвященное не столько Иде Высоцкой, сколько тому сумбуру и хаосу, которые преследовали Бориса Пастернака.
Любовь, по мнению поэта, вытаскивает на поверхность человеческой души не только самые светлые и чистые чувства, но и всю грязь, скопившуюся внутри. Это автор испытал на собственном опыте, ведь ему пришлось ревновать, злиться, испытывать унижение и даже ненависть как к самому себе, так и к окружающим. Находясь в подобном состоянии, Пастернак сравнивает себя с мамонтом, который старомоден до неприличия и при этом смешон в своей архаичности. О себе поэт говорит в третьем лице, отмечая: «Он вышел из моды. Он знает – нельзя: прошли времена и – безграмотно».
Действительно, пока другие наслаждаются жизнью в полной мере, не принимая близко к сердцу свои любовные победы и поражения, Пастернак тратит время на страдания и мучается угрызениями совести. К тому моменту, когда было создано это стихотворение, боль и обида уже слегка притупились, поэтому поэт может позволить себе легкую иронию над собственными чувствами. Однако до конца принять жестокость окружающего мира поэт не в силах. Он видит, что впереди разверзается пропасть и тысячи людей добровольно бросаются в нее, предаваясь развлечениям в тот момент, когда необходимо что-то менять в своей жизни. Оставаясь сторонним наблюдателем, Пастернак, тем не менее, чувствует, что реальность оскорбляет все самое светлое и чистое, что есть в его сердце. Его герою, с которым поэт отождествляет себя, окружающие мстят ему только за то, что он умеет по-настоящему любить. Эту способность, по мнению автора, утратили многие из людей, которые целыми днями «трутнями трутся и ползают», «кривят и коверкают» все то, что имеет истинную ценность.
Сам Пастернак уже не уверен, что может сохранить чистоту помыслов и взглядов во всеобщем хаосе. Однако он знает наверняка, что любовь поэта – это нечто гораздо большее, чем обычное чувство. Она всеобъемлющая и всепоглощающая, не терпящая условностей и не зависящая от них. Ее не смущают «тифозная тоска тюфяка» и «тьма ботанической ризницы», которые являются лишь временными декорациями к вечности.
Автор: Борис Пастернак