«Обоз» И. Хемницер
Шел некогда обоз; А в том обозе был такой престрашный воз, Что перед прочими казался он возами, Какими кажутся слоны пред комарами. Не возик и не воз, возище то валит. Но чем сей барин-воз набит? Пузырями.
1779 г.
И. И. Хемницер «Полное собрание стихотворений». Раздел «Басни и сказки. Часть первая».
Читайте также басню: «Обоз» И. Крылова.
Анализ, мораль басни И. И. Хемницера «Обоз»
Басня-миниатюра «Обоз» увидела свет в 1779 году в составе сборника «Басни и сказки…», отпечатанного в типографии Горного училища, в котором преподавал Иван Иванович, уже после его смерти. Несмотря на немецкие корни, энциклопедически образованный И. И. Хемницер по праву считается одним из выдающихся русских баснописцев, творчество которого оказало огромное влияние на самого И. А. Крылова. Басни Хемницера в свое время пользовались огромной популярностью.
Произведение не содержит прямолинейных нравоучений, изложение просто и доступно, а его мораль вытекает из самого содержания. Поэт использует такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «шел обоз», «был воз», «казался он», создающую акцент на нужном слове, как правило, последнем, и позволяющую соблюсти выбранный автором стихотворный размер;
- лексический повтор – «… воз, что перед прочими казался он возами…» – позволяет обозначить ключевое понятие;
- контекстуальные антонимы – «слон – комар», которые автор вводит для наглядного противопоставления размеров описываемых объектов;
- аллитерацию, которая проявляется и в повторении однородных согласных – «какими кажутся слоны пред комарами», и при использовании однокоренных слов – «возик и не воз, возище»;
- метафору – «барин-воз» – воз (исходя из его размера) уподобляется важному барину, необъемлемой чертой внешности которого является дородность;
- вопросительное предложение – «Но чем … воз набит?»;
- вопросно-ответная форма изложения, позволяющая яснее обозначить мораль;
- просторечное слово – «валит» в значении «надвигается», «неотвратимо движется».
Басня на бытовом уровне иллюстрирует разницу двух понятий – «быть» и «казаться». Выдающийся поэт и просветитель призывает нас не обманываться внешними признаками предметов и явлений, которые могут ввести в заблуждение, ослабить волю (пресловутый «престрашный воз» – в значении не столько «пугающий», сколько «недосягаемый для критики», «очень важный», «ложно авторитетный») и аналитические способности. Басня особенно актуальна в наши дни, дни тотального дефицита смыслов – и в отношениях людей, и в искусстве, когда за кричащей пестрой оберткой скрывается пустота.
Автор призывает нас не обманываться и смотреть в корень любого явления. Обоз с опытом прошлого движется к нам уже более двухсот пятидесяти лет, но не все находят время взглянуть на него и полюбоваться пузырями.