Дактилическая рифма
Сочетание мужских и женских клаузул в поэзии считается наиболее распространённым. Действительно, огромное количество стихотворений написано на основе чередования мужских и женских рифм. Однако существуют и другие типы рифмовки, которые позволяют придать произведению уникальность и оригинальное звучание.
Одним из таких типов является дактилическая рифма. Это понятие получило своё название от термина «дактиль». Напомним, что дактиль (от греческого «daktylos» – «палец») – это стихотворная стопа, состоящая из трёх слогов, первый из которых является ударным. Дактилическая клаузула (от латинского «clausula» – «окончание, завершение») или дактилическое окончание – это такое окончание стиха (стихотворной строки), в котором ударение падает на третий слог от конца. Можно сказать, что такое окончание имеет сходство со стопой дактиля, но стоит помнить, что оно не всегда является признаком именно этого размера. Оно может обнаруживаться в строках, написанных, например, амфибрахием с дополнительными слогами или каким-либо из тонических размеров.
Ниже приведено два стихотворения, созданных на основе дактилических рифм. Отметим, что оба они написаны дактилем (первой – четырёхстопным, второе – пятистопным).
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.«Тучи», М. Ю. Лермонтов.
Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по тёмной почве раскинуты,
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
Тянется шея – беззвучная, чёрная Яуза.Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.
Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?
Нет! качая грузными крыльями в воздухе,
То приближаются хищные птицы – стервятники.Падали запах знаком крылатым разбойникам,
Грозен голос близкого к жизни возмездия.
Встанешь, глядишь… а они все кружат над покойником,
В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.«Ночью», В. Я. Брюсов.
Эти стихотворения являются редкими образцами произведений, в которых встречается только один тип рифмы. Гораздо чаще авторы сочетают два типа рифмовки в своих произведениях. Вот пример чередования дактилических и мужских (выделены подчеркиванием) рифм в произведении И. А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая…»:
Месяц задумчивый, полночь глубокая…
Хутор в степи одинок…
Дремлет в молчанье равнина широкая,
Тепел ночной ветерок.
Желтые ржи, далеко озарённые,
Морем безбрежным стоят…
Ветер повеет – они, полусонные,
Колосом спелым шуршат.
Вот ещё несколько отрывков стихотворений с подобным сочетанием:
В полном разгаре страда деревенская… Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!«В полном разгаре страда деревенская…», Н. А. Некрасов.
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.«Русь», С. А. Есенин.
Заметим, что в этом произведении размером является трёхстопный анапест, но в нечётных стихах окончания дактилические, так как последняя стопа неполная. А следующий отрывок написан четырёхстопным ямбом, осложнённым пиррихиями, благодаря чему появляются дактилические окончания нечётных стихов:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздаётся детский плач.«Незнакомка», А. А. Блок.
Как видим, дактилическая рифма сама по себе является малоупотребительной. Чаще её можно встретить в сочетании с другими типами рифм.