Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Нищий» И. Тургенев

«Нищий» Иван Тургенев

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Анализ произведения Тургенева «Нищий»

Стихотворение в прозе «Нищий» написано И.С. Тургеневым на закате жизни, в 1878 году, в пору, когда стареющий писатель стал задумываться о воздаянии. Нет сомнений, что с героем стихотворения автор идентифицирует себя.

Используя образ нищего, писатель обосновывает важность моральной поддержки человека, которому большинство бы побрезговало подать руку. И человеческое отношение находит живой отклик у того, кто, кажется, уже не в силах говорить. В стихотворении проводится мысль о том, что в определенный момент жизни сопереживание оказывается ценнее денег. Пожатие становится просьбой героя о прощении у нищего, но неизвестно, кто оказал кому большее благодеяние.

Способность находить яркие запоминающиеся эпитеты – «нищий, дряхлый старик», «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы», «нечистые раны», «несчастное существо», «трепетная рука» — сильнейшая черта Ивана Сергеевича как романиста. Богатство речи великого русского писателя выражается в соединении разных средств художественной выразительности: к примеру, ряд однородных членов предложения (сказуемых) сочетается с анафорой «он протягивал… он стонал, он мычал».

Многочисленные примеры эпифоры — «не взыщи, брат; нет ничего, брат», «…что же, брат. Это …подаяние, брат», «…от моего брата» — позволяют автору сделать акцент на отношениях людей, невзирая на разность их социального статуса.

Среди других средств художественной выразительности, использованных писателем — длинные ряды однородных членов предложения – «глаза, губы, лохмотья, раны», «красная, опухшая, грязная», олицетворение – «обглодала бедность», метафора – «обглодала безобразно», «мычал о помощи», антитеза – «…не взял – а нищий ждал», синонимы — «посинелые – синие», инверсия – «протянутая его рука», риторическое восклицание – «О, как обглодала бедность это … существо!», многосоюзие — «ни кошелька, ни часов, ни платка», фразеологизм с оттенком иронии «на том спасибо» и лексические повторы – «Это подаяние … Я … получил подаяние», «я понял, что и я…», обороты «грязная рука» и «воспаленные глаза» встречаются в разных местах текста дважды. Максимально метко, единственным штрихом охарактеризовать действия персонажей позволяют просторечные слова «шарить», «прошамкал».

Моральная поддержка, несомненно, важна всем. Но произведение несет глубокое философское обобщение. Важно также и то, с каким багажом приходит человек к завершению жизненного пути. Думается, фраза «Я ничего не взял с собою» нагружена особым смыслом. Ведь великий писатель в течение всей своей жизни не взял на себя ответственности ни за жену, ни за детей. Поэтому вопрос о том, кому посвящено стихотворение, остается открытым.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Лермонтов; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Пастернак; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Суриков; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах