Пятистишие
Самой распространённой формой строфы в русском стихосложении является четверостишие. Это неудивительно, ведь объём такого отрезка наиболее удобен для законченного высказывания, а чётное количество строк располагает к аккуратной рифме. Однако всё это не значит, что другие виды строф менее красивы. Подтверждением этой идеи являются пятистишия. Они менее популярны, но некоторые поэты, тем не менее с успехом применяют их и создают интересные произведения. Рассмотрим это на примерах.
Как следует из самого термина, пятистишие – это строфа, состоящая из пяти стихов или строк. Отсюда другое название, иногда встречающееся в литературе, – пятистрочник. У обычного пятистишия нет фиксированной формы. Схема рифмовки может быть свободной. Чаще всего встречаются такие: abaab, aabba и ababa. Как видим, пятистишие можно представить как четверостишие с дополнительной первой строкой. Но эта строфа допускает и другие варианты. Также свободным может быть стихотворный размер, поскольку пятистишие не является твёрдой формой.
Из пятистрочников могут состоять целые стихотворения. Такие произведения встречаются в поэзии А. С. Пушкина («Прощание»), Ф. И. Тютчева («Люблю глаза твои, мой друг…»), М. А. Кузмина («Бисерные кошельки»), А. М. Майкова («Летний дождь») и других авторов.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.«Люблю глаза твои, мой друг…», Ф. И. Тютчев.
Множество примеров произведений, составленных из пятистиший, можно обнаружить в творчестве современной российской поэтессы Веры Полозковой. Вот несколько отрывков из её стихотворений.
А где я? Я дома, в коме, зиме и яме.
Мурлыкаю в ванной медленно Only you,
Пишу себе планы, тут же на них плюю;
А кожа сидит на креме как на клею
И, если не мазать, сходит с тебя слоями.А он где? Никто не знает; по веществу ведь
Он ветер; за гранью; без вести; вне игры.
Пусть солнце бесстыдно лижет ему вихры,
Пусть он устаёт от женщин и от жары, –
Его, по большому счёту, не существует.«А где я? Я дома, в коме, зиме и яме…».
Я могу быть грубой – и неземной,
Чтобы дни – горячечны, ночи – кратки;
Чтобы провоцировать беспорядки;
Я умею в салки, слова и прятки,
Только ты не хочешь играть со мной.Я могу за Стражу и Короля,
За Осла, Разбойницу, Трубадура, –
Но сижу и губы грызу, как дура,
И из слёзных желёз – литература,
А в раскрасках – выжженная земля.«Детское».
Такая ночью берёт тоска,
Как будто беда близка.
И стоит свет погасить в квартире –
Как в город группками по четыре
Заходят вражеские войска.Так ночью эти дворы пусты,
Что слышно за три версты, –
Чуть обнажив голубые дёсны,
Рычит земля на чужих как пёс, но
Сдаёт безропотно блокпосты.«Такая ночью берёт тоска…».
Фильм, в котором почти непроизводима речь.
Она пишет ему откуда-нибудь «тут сыро» –
Он ей очень рекомендует себя беречь.
И они никогда не осуществляют встреч –
А на сэкономленные отапливают полмира.«Я специалист по бесперебойной подаче слёз…».
Пятистишие может быть одной из частей стихотворения, состоящего из других видов строф. Вот отрывок из стихотворения С. Я. Маршака, в котором пятистишие окружено четверостишиями:
Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы,
И, у платформы выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне в сотый раз подробно рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.«Всё то, чего коснётся человек…», С. Я. Маршак.
Пятистишие может функционировать как самостоятельное произведение.
А вода? Миг – ясна…
Миг – круги, ряби: рыбка…
Так и мысль!.. Вот – она…
Но она – глубина,
Заходившая зыбко.«А вода? Миг – ясна…», А. Белый.
Эхо стонало, шумела река,
Ливень стучал тяжело,
Луч серебристый пронзил облака.
Им любовались мы долго, пока
Солнышко, солнце взошло!«Луч серебристый», М. И. Цветаева.
В английской поэзии существует такая твёрдая форма, как лимерик. Это тоже пятистишие, традиционно рифмующееся по схеме aabba, имеющее абсурдистское содержание и определённую композицию. Признанным мастером лимериков считается знаменитый поэт XIX века Эдвард Лир. Вот несколько его произведений:
Безутешная мисс из Манилы Непрестанно рыдала и выла. Кто услышал впервой Тот немыслимый вой, Чуть живой убегал из Манилы.Перевод М. И. Фрейдкина.
Жил-был старичок из Гонконга, Танцевавший под музыку гонга. Но ему заявили: «Прекрати это – или Убирайся совсем из Гонконга!»Перевод Г. М. Кружкова.
Таким образом, пятистишие – это интересный вид строфы, достаточно распространённый в творчестве многих поэтов разных эпох. Он позволяет экспериментировать с рифмой, ритмом стихотворений и получать новое звучание строк.