Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Пятистишие

Самой распространённой формой строфы в русском стихосложении является четверостишие. Это неудивительно, ведь объём такого отрезка наиболее удобен для законченного высказывания, а чётное количество строк располагает к аккуратной рифме. Однако всё это не значит, что другие виды строф менее красивы. Подтверждением этой идеи являются пятистишия. Они менее популярны, но некоторые поэты, тем не менее с успехом применяют их и создают интересные произведения. Рассмотрим это на примерах.

Как следует из самого термина, пятистишие – это строфа, состоящая из пяти стихов или строк. Отсюда другое название, иногда встречающееся в литературе, – пятистрочник. У обычного пятистишия нет фиксированной формы. Схема рифмовки может быть свободной. Чаще всего встречаются такие: abaab, aabba и ababa. Как видим, пятистишие можно представить как четверостишие с дополнительной первой строкой. Но эта строфа допускает и другие варианты. Также свободным может быть стихотворный размер, поскольку пятистишие не является твёрдой формой.

Из пятистрочников могут состоять целые стихотворения. Такие произведения встречаются в поэзии А. С. Пушкина («Прощание»), Ф. И. Тютчева («Люблю глаза твои, мой друг…»), М. А. Кузмина («Бисерные кошельки»), А. М. Майкова («Летний дождь») и других авторов.

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

«Люблю глаза твои, мой друг…», Ф. И. Тютчев.

Множество примеров произведений, составленных из пятистиший, можно обнаружить в творчестве современной российской поэтессы Веры Полозковой. Вот несколько отрывков из её стихотворений.

А где я? Я дома, в коме, зиме и яме.
Мурлыкаю в ванной медленно Only you,
Пишу себе планы, тут же на них плюю;
А кожа сидит на креме как на клею
И, если не мазать, сходит с тебя слоями.

А он где? Никто не знает; по веществу ведь
Он ветер; за гранью; без вести; вне игры.
Пусть солнце бесстыдно лижет ему вихры,
Пусть он устаёт от женщин и от жары, –
Его, по большому счёту, не существует.

«А где я? Я дома, в коме, зиме и яме…».

Я могу быть грубой – и неземной,
Чтобы дни – горячечны, ночи – кратки;
Чтобы провоцировать беспорядки;
Я умею в салки, слова и прятки,
Только ты не хочешь играть со мной.

Я могу за Стражу и Короля,
За Осла, Разбойницу, Трубадура, –
Но сижу и губы грызу, как дура,
И из слёзных желёз – литература,
А в раскрасках – выжженная земля.

«Детское».

Такая ночью берёт тоска,
Как будто беда близка.
И стоит свет погасить в квартире –
Как в город группками по четыре
Заходят вражеские войска.

Так ночью эти дворы пусты,
Что слышно за три версты, –
Чуть обнажив голубые дёсны,
Рычит земля на чужих как пёс, но
Сдаёт безропотно блокпосты.

«Такая ночью берёт тоска…».

Фильм, в котором почти непроизводима речь.
Она пишет ему откуда-нибудь «тут сыро» –
Он ей очень рекомендует себя беречь.
И они никогда не осуществляют встреч –
А на сэкономленные отапливают полмира.

«Я специалист по бесперебойной подаче слёз…».

Пятистишие может быть одной из частей стихотворения, состоящего из других видов строф. Вот отрывок из стихотворения С. Я. Маршака, в котором пятистишие окружено четверостишиями:

Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы,
И, у платформы выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.

Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне в сотый раз подробно рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.

«Всё то, чего коснётся человек…», С. Я. Маршак.

Пятистишие может функционировать как самостоятельное произведение.

А вода? Миг – ясна…
Миг – круги, ряби: рыбка…
Так и мысль!.. Вот – она…
Но она – глубина,
Заходившая зыбко.

«А вода? Миг – ясна…», А. Белый.

Эхо стонало, шумела река,
Ливень стучал тяжело,
Луч серебристый пронзил облака.
Им любовались мы долго, пока
Солнышко, солнце взошло!

«Луч серебристый», М. И. Цветаева.

В английской поэзии существует такая твёрдая форма, как лимерик. Это тоже пятистишие, традиционно рифмующееся по схеме aabba, имеющее абсурдистское содержание и определённую композицию. Признанным мастером лимериков считается знаменитый поэт XIX века Эдвард Лир. Вот несколько его произведений:

Безутешная мисс из Манилы
Непрестанно рыдала и выла.
        Кто услышал впервой
        Тот немыслимый вой,
Чуть живой убегал из Манилы.

Перевод М. И. Фрейдкина.

Жил-был старичок из Гонконга,
Танцевавший под музыку гонга.
        Но ему заявили:
        «Прекрати это – или
Убирайся совсем из Гонконга!»

Перевод Г. М. Кружкова.

Таким образом, пятистишие – это интересный вид строфы, достаточно распространённый в творчестве многих поэтов разных эпох. Он позволяет экспериментировать с рифмой, ритмом стихотворений и получать новое звучание строк.



Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.

Маяковский не здоровался за руку (в крайних случаях использовал платок). Причина: отец поэта умер от сепсиса, после укола булавкой.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах