«Ночью» В. Брюсов
Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
Тянется шея – беззвучная, черная Яуза.Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.
Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?
Нет! качая грузными крыльями в воздухе,
То приближаются хищные птицы – стервятники.Падали запах знаком крылатым разбойникам,
Грозен голос близкого к жизни возмездия.
Встанешь, глядишь… а они все кружат над покойником,
В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.
20 июня 1895 г.
Сборник «Chefs d’oeuvre», цикл «Будни».
Анализ стихотворения Брюсова «Ночью»
Стихотворение «Ночью» было написано В. Я. Брюсовым 20 июня 1895 года. Оно вошло в раздел «Будни» сборника «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). В рукописи это произведение носило название «Столица».
«Ночью» состоит из трёх четверостиший. Строки в нём длинные, стихотворный размер – дактиль (иногда встречаются стопы по два слога). Первая строфа имеет кольцевую рифму abba, вторая и третья – перекрёстную. Поэт присутствует в произведении в качестве лирического героя.
Уникальность этого стихотворения заключается в его удивительной таинственной атмосфере и необыкновенных образах, которые в мгновенье ока переносят читателя из одного места в другое. В первой строфе мы оказываемся в Москве. А точнее, перед Москвой, потому что столица предстаёт в образе огромной птицы. Поэт сравнивает раскинувшийся ночной город со спящим страусом. Обширные районы Москвы напоминают ему крылья этого могучего создания, а крупная река Яуза – шею.
Следует обратить внимание на цветовую гамму этого фрагмента. Благодаря эпитетам «по тёмной земле», «чёрная Яуза», а также по упоминанию сна («дремлет Москва», «самка спящего страуса») мы понимаем, что действие происходит ночью. Поэт использует сложное прилагательное «кругло-тяжёлые», которое придаёт строфе мрачности.
Но проходит одно мгновение, и читатель, словно на мощных крыльях переносится в совершенно иной пейзаж. Вместо мертвенной неподвижной Москвы мы видим наполненную яростным движением африканскую пустыню. В воображении рисуются раскалённые жёлтые пески, яркое синее небо, тут и там мелькают тёмные пятна – не то птицы, не то наездники.
Изменяется сам стиль повествования. Автор из наблюдателя становится действующим лицом. Это он остановился, чтобы сделать привал, и теперь в напряжённом молчании озирает окрестности, полные опасностей. В тексте встречаем риторические вопросы, восклицания, которые усиливают динамизм.
Главным образом этого фрагмента опять является птица. Но на этот раз это не ленивый гигант-страус, а безжалостные падальщики – стервятники. Автор подробно описывает их поведение и вид, используя такие эффектные эпитеты, как «грузные крылья», «хищные птицы», «крылатые разбойники».
Но и им, по мнению поэта, воздастся за их жестокость. Автор обещает им божественное наказание, прибегая к аллитерации для большего устрашения: «Грозен голос гудящего с неба возмездия…»
Думается, что в этом стихотворении нашли отражение предчувствия поэта в отношении судьбы его родины. Не зря его взгляд в начале произведения был устремлён на старую российскую столицу. Возможно, под стервятниками он имел в виду набиравшие силу революционные и террористические группировки, угрожавшие спокойствию жителей страны. Однако последний образ – мирно сияющие в небе звёзды – всё же сулит надежду на счастливое будущее.