Икт
Для того чтобы лучше усвоить особенности большинства систем стихосложения, необходимо исследовать некоторые важные универсалии. Одним из таких ключевых понятий в стиховедении является икт. Рассмотрим, что он представляет собой.
Сам термин «икт» заимствован из латинского языка, где слово «ictus» означало «толчок, удар». В античной метрической (квантитативной, т. е. основанной на учёте продолжительности звучания слогов) поэзии под иктом понималось сильное место в стопе, долгий слог, формирующий ритмическое ударение в стихе. Иначе этот слог назывался арсис (от греческого слова «arsis» – «подъём»). Противоположный ему краткий или слабый слог именовался тесис (от греческого «thesis» – «спад, опускание»). Это понятие синонимично термину «междуиктовый интервал».
Такие наименования стали применяться в связи с тем, что античные стихи декламировались под музыкальный аккомпанемент. Дирижёр при этом руководил не только музыкантами, но и помогал чтецам. Поднятый палец или ступня указывали на повышение такта, а опущенный – на понижение. Древние римляне использовали эти понятия для повышения или понижения голоса декламирующего стихи. Со временем термины были перенесены и в другие системы стихосложения.
Совокупность иктов и междуиктовых интервалов образует стихотворную стопу. Благодаря чередованию слабых и сильных мест в произведении формируется особый узнаваемый ритм, выраженный в понятии «метр». Так, например, ямбический гекзаметр (шесть стоп ямба в строке) предполагает, что в каждом стихе будет присутствовать шесть иктов, совпадающих с чётными слогами. Рассмотрим, как расположены икты в различных размерах. Традиционно сильный слог обозначается символом «–», слабый – «U». Икт будем обозначать символом « ́» над определённым слогом.
Двухсложные стопы:
- UU: пиррихий (икта нет);
- –́ U: трохей (хорей);
- U –́ : ямб;
- –́ –́ : спондей.
Трехсложные стопы:
- UUU: трибрахий (икт отсутствует);
- U –́ U: амфибрахий;
- U U –́ : анапест (палимбакхий);
- –́ U U: дактиль;
- –́ U –́ : кретик (амфимакр);
- –́ –́ U: антанапест;
- U –́ –́ : бакхий (антидактиль);
- –́ –́ –́ : молосс (тримакр, экстенсипес).
Четырёхсложные стопы:
- –́ U U U: пеон первый;
- U –́ U U: пеон второй;
- U U –́ U: пеон третий;
- U U U –́ : пеон четвёртый;
- –́ U U –́ : хориямб;
- U –́ –́ U: антиспаст (ямбхорей) и др.
Пятисложные стопы:
- U –́ –́ U –́ : дохмий;
- –́ U U U U: промакр;
- U –́ U U U: парапик;
- U U –́ U U: месомакр и т. д.
В отечественное силлабо-тоническое стихосложение понятие «икт» перешло с некоторыми изменениями. Русский язык организован иначе, нежели древнегреческий,в нём отсутствуют такие понятия, как просодическое время (время произнесения слогов), долгие или краткие звуки. Ударения в словах часто не совпадают с распределением сильных мест в стихе. Представляется почти невозможным написать стихотворение, например, четырёхстопным ямбом так, чтобы все ударения располагались строго на соответствующих им позициях. В строке такого произведения будет содержаться от двух до пяти и более ударений, хотя метром предусмотрено ровно четыре. Таким образом, в русской силлаботонике иктом называют ритмическое ударение в стихе, которое может не соответствовать собственному словесному ударению слова, входящего в состав этого стиха. В этих случаях при чтении произведения ударение перемещается на слог, требующий того в соответствии с размером. Вот пример такой перестановки:
Ходи|, изба!| Ходи, |печь,| хозя|ину |негде| лечь!
А хо|зяйка |моло|да| пиро|жочков| напек|ла…«Ходи, изба…», русская народная песня.
Как видим, размером является шестистопный хорей, осложнённый двумя ударными слогами в середине и конце строки. Для соответствия ему ударение в некоторых словах (правильное ударение – «ходи», «изба») переходит на другой слог, а в иных («хозяину», «пирожочков») – появляется ещё одно ударение. Такие дополнительные акценты называются сверхсхемными ударениями.
На практике же в силлаботонике икты часто совпадают со словесными ударениями. Вот ещё несколько примеров того, как распределяются икты в произведениях:
Что ты жа|дно глядишь |на доро|гу
В стороне |от весё|лых подруг?
Знать, заби|ло сердеч|ко трево|гу –
Всё лицо| твоё вспых|нуло вдруг.«Тройка», Н. А. Некрасов.
U U –́ трёхстопный анапест с двумя сверхсхемными ударениями, икты располагаются на третьем, шестом, девятом слогах.
Тебя по|любил я, |красави|ца нежна|я,
И в светло|-прозрачный|, и в сумрач|ный день,
Мне любы |и ясны|е взоры| безбрежны|е,
И думы| печальной| сурова|я тень.«Тебя полюбил я, красавица нежная…», В. С. Соловьёв.
U –́ U четырёхстопный амфибрахий, икты на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом слогах.
Шепчутся | тихие |волны,
Шепчется |берег с дру|гим,
Месяц ко|лышется |полный,
Внемля лоб|заньям ноч|ным.«Памяти А. А. Фета», А. А. Блок.
–́ U U трёхстопный дактиль, икты на первом, четвёртом и седьмом слогах.
В тоническом стихосложении икты играют особую роль, так как становятся важнейшими ритмообразующими факторами. Их количество зависит от числа слов, входящих в стих. Межиктовые интервалы приобретают переменный объём, а размер определяется по числу сильных мест. Вот пример дольника с четырьмя иктами в каждой строке.
В ту ночь| мы сошли| друг от дру|га с ума,
Светила| нам только |зловеща|я тьма…«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума…», А. А. Ахматова.
Таким образом, икт является одним из важнейших компонентов в стихосложении. В различных системах он играет ключевую роль, формирует ритм и усиливает напряжение в стихотворной речи.