Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Николай Некрасов

«Тяжёлый год – сломил меня недуг…» Н. Некрасов

* * *

Тяжёлый год – сломил меня недуг.
Беда застигла, – счастье изменило, –
И не щадит меня ни враг, ни друг,
‎     И даже ты не пощадила!
‎     Истерзана, озлоблена борьбой,
‎     С своими кровными врагами,
‎     Страдалица! стоишь ты предо мной
Прекрасным призраком с безумными глазами!
‎     Упали волосы до плеч,
Уста горят, румянцем рдеют щеки,
‎     И необузданная речь
‎     Сливается в ужасные упреки,
Жестокие, неправые… Постой!
Не я обрек твои младые годы
На жизнь без счастья и свободы,
Я друг, я не губитель твой!
Но ты не слушаешь . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1855 г.

Анализ стихотворения А. Н. Некрасова «Тяжелый год…»

Стихотворение «Тяжелый год – сломил меня недуг…» датировано 1855 годом, но было опубликовано только в 1856 году. Произведение относится к жанру интимной лирики: оно описывает подробности частной жизни поэта и вдохновлено ссорой и длительными мучительными отношениями с А. Я. Панаевой, которая и является адресатом стихотворения.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «сломил недуг», «рдеют (краснеют, горят) щеки», «не щадит враг», «стоишь ты» – придающую речи оттенок безысходности;
  • олицетворения – «недуг сломил», «счастье изменило», «истерзана борьбой», «уста горят», «щеки рдеют» – делают изложение выразительным и отражают личную оценку автора;
  • многосоюзие – «ни враг, ни друг» – создает акцент на эмоциональной изоляции лирического героя, гнетущей атмосфере всеобщего осуждения;
  • антонимы – «враг – друг», «беда – счастье», в том числе контекстуальные – «друг – губитель» – призваны отразить контрасты действительности, ее полярные стороны;
  • риторические восклицания – «…даже ты не пощадила!», «… страдалица!», «стоишь … призраком с … глазами!», «Постой!» – отражают силу и глубину чувств героя;
  • сравнение «стоишь призраком» иллюстрирует пропасть, образовавшуюся в отношениях – герой видит перед собой не женщину, а фантом, ее внешнее подобие;
  • аллитерацию – «ужасные … жестокие» – повторы согласных акцентируют внимание читателя, нагнетают внутреннее напряжение, ожидание страшной развязки;
  • парцелляцию – «Страдалица! стоишь ты…», созданная ею интонационная пауза позволяет выделить ключевое слово – герой жалеет любимую, он испытывает к ней нежность и сострадание, невзирая на собственную боль и возможный разрыв;
  • анафорический лексический повтор – «я друг, я не губитель» – придает речи исповедальность;
  • эпитеты – «прекрасный призрак», «безумные глаза», «необузданная речь», «ужасные упреки»;
  • архаизм – «уста» – высокая лексика намеренно противопоставляется смыслу скоропалительно сказанных слов.

Тема произведения – описание ситуации заболевания горловой болезнью, которая совпала по времени с размолвкой с Авдотьей Яковлевной, идея – трагическая разобщенность с любимой женщиной.

Стихотворение пронизано отчаянием: лирический герой, способствующий раскрытию авторского сознания, оказывается в состоянии, как сказали бы сегодня, тяжелой депрессии, окрашивающей действительность в темные тона. Он пытается оправдаться перед любимой, но, очевидно, безуспешно.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи о любви


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах