«Тяжёлый год – сломил меня недуг…» Н. Некрасов
* * * Тяжёлый год – сломил меня недуг. Беда застигла, – счастье изменило, – И не щадит меня ни враг, ни друг, И даже ты не пощадила! Истерзана, озлоблена борьбой, С своими кровными врагами, Страдалица! стоишь ты предо мной Прекрасным призраком с безумными глазами! Упали волосы до плеч, Уста горят, румянцем рдеют щеки, И необузданная речь Сливается в ужасные упреки, Жестокие, неправые… Постой! Не я обрек твои младые годы На жизнь без счастья и свободы, Я друг, я не губитель твой! Но ты не слушаешь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1855 г.
Анализ стихотворения А. Н. Некрасова «Тяжелый год…»
Стихотворение «Тяжелый год – сломил меня недуг…» датировано 1855 годом, но было опубликовано только в 1856 году. Произведение относится к жанру интимной лирики: оно описывает подробности частной жизни поэта и вдохновлено ссорой и длительными мучительными отношениями с А. Я. Панаевой, которая и является адресатом стихотворения.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «сломил недуг», «рдеют (краснеют, горят) щеки», «не щадит враг», «стоишь ты» – придающую речи оттенок безысходности;
- олицетворения – «недуг сломил», «счастье изменило», «истерзана борьбой», «уста горят», «щеки рдеют» – делают изложение выразительным и отражают личную оценку автора;
- многосоюзие – «ни враг, ни друг» – создает акцент на эмоциональной изоляции лирического героя, гнетущей атмосфере всеобщего осуждения;
- антонимы – «враг – друг», «беда – счастье», в том числе контекстуальные – «друг – губитель» – призваны отразить контрасты действительности, ее полярные стороны;
- риторические восклицания – «…даже ты не пощадила!», «… страдалица!», «стоишь … призраком с … глазами!», «Постой!» – отражают силу и глубину чувств героя;
- сравнение «стоишь призраком» иллюстрирует пропасть, образовавшуюся в отношениях – герой видит перед собой не женщину, а фантом, ее внешнее подобие;
- аллитерацию – «ужасные … жестокие» – повторы согласных акцентируют внимание читателя, нагнетают внутреннее напряжение, ожидание страшной развязки;
- парцелляцию – «Страдалица! стоишь ты…», созданная ею интонационная пауза позволяет выделить ключевое слово – герой жалеет любимую, он испытывает к ней нежность и сострадание, невзирая на собственную боль и возможный разрыв;
- анафорический лексический повтор – «я друг, я не губитель» – придает речи исповедальность;
- эпитеты – «прекрасный призрак», «безумные глаза», «необузданная речь», «ужасные упреки»;
- архаизм – «уста» – высокая лексика намеренно противопоставляется смыслу скоропалительно сказанных слов.
Тема произведения – описание ситуации заболевания горловой болезнью, которая совпала по времени с размолвкой с Авдотьей Яковлевной, идея – трагическая разобщенность с любимой женщиной.
Стихотворение пронизано отчаянием: лирический герой, способствующий раскрытию авторского сознания, оказывается в состоянии, как сказали бы сегодня, тяжелой депрессии, окрашивающей действительность в темные тона. Он пытается оправдаться перед любимой, но, очевидно, безуспешно.