Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иннокентий Анненский

«Двойник (Не я, и не он, и не ты…)» И. Анненский

Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я, и не то же:
Так были мы где-то похожи,
Что наши смешались черты.

В сомненьи кипит ещё спор,
Но, слиты незримой четою,
Одной мы живём и мечтою,
Мечтою разлуки с тех пор.

Горячешный сон волновал
Обманом вторых очертаний,
Но чем я глядел неустанней,
Тем ярче себя ж узнавал.

Лишь полога ночи немой
Порой отразит колыханье
Моё и другое дыханье,
Бой сердца и мой и не мой…

И в мутном круженьи годин
Всё чаще вопрос меня мучит:
Когда наконец нас разлучат,
Каким же я буду один?

Анализ стихотворения Анненского «Двойник»

Стихотворение «Двойник» великого русского педагога, поэта и критика И. Ф. Анненского поднимает нечастую в поэзии тему самопознания творца. В рамках произведения требовательный к себе автор, полиглот, эстет и тонко чувствующий человек пытается понять природу своего второго «я».

Кажущаяся надменность и начальническая поза порой отталкивала плохо знающих Иннокентия Федоровича людей. Но за ними скрывалось какое-то детское легкомыслие. Смысловое наполнение понятия «двойник» проявлялась в самолюбии, которое пряталось за литературной скромностью; в доверчивости, которая прикрывалась скептицизмом; в нежности под маской цинизма. Ум поэта, мыслящий образами и ассоциациями, имел тайную склонность к мистике.

Стихотворение «Двойник» включает следующие средства художественной выразительности:

  • многосоюзие – «и не он, и не ты, и то же, … и не то же», «и мой и не мой» – которое отражает мучительную тревогу, ощущение неопределенности;
  • олицетворения – «черты смешались», «спор кипит», «сон волновал», «вопрос мучит», «немая ночь» – способствуют созданию ярких поэтических образов;
  • инверсию – «смешались черты», «были мы … похожи», «кипит спор», «полога … колыханье», «одной… живем и мечтою», «чем … глядел неустанней» – она основном использована для создания рифмы;
  • умолчание – «…мой и не мой…» – указывает на то, что герой не в состоянии отделить себя от двойника – у них едины и дыханье, и бой (биение) сердца – но не в состоянии передать всего, что их объединяет;
  • стык – «… живет и мечтою, мечтою разлуки …» – позволяет сделать звуковой акцент на неистовом желании освободиться от груза единства, тяготящего обоих, единства как наказания;
  • эпитеты – «незримая чета (два человека, рассматриваемые как одно целое)», «горячешный сон», «мутное кружение»;
  • метафоры – «живем … мечтою разлуки», «слиты четою», «волновал обманом очертаний», «круженье годин (времени, ознаменованного важными общественными событиями)»;
  • риторическое восклицание – «Каким … я буду..?» – отражает тревогу лирического героя, он не уверен, что самооценка окажется удовлетворительной.

С момента осознания раздвоенности лирический герой пытается избежать этого трагического, угнетающего его ощущения, как, впрочем, и его двойник. Единство и борьба его второго «я» предстают частью общей философской концепции, которую автор пытается донести до читателя и стать, наконец, на путь преодоления раскола сознания.


Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах