«Двойник (Не я, и не он, и не ты…)» И. Анненский
Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я, и не то же:
Так были мы где-то похожи,
Что наши смешались черты.В сомненьи кипит ещё спор,
Но, слиты незримой четою,
Одной мы живём и мечтою,
Мечтою разлуки с тех пор.Горячешный сон волновал
Обманом вторых очертаний,
Но чем я глядел неустанней,
Тем ярче себя ж узнавал.Лишь полога ночи немой
Порой отразит колыханье
Моё и другое дыханье,
Бой сердца и мой и не мой…И в мутном круженьи годин
Всё чаще вопрос меня мучит:
Когда наконец нас разлучат,
Каким же я буду один?
Сборник «Тихие песни» (1904).
Анализ стихотворения Анненского «Двойник»
Стихотворение «Двойник» великого русского педагога, поэта и критика И. Ф. Анненского поднимает нечастую в поэзии тему самопознания творца. В рамках произведения требовательный к себе автор, полиглот, эстет и тонко чувствующий человек пытается понять природу своего второго «я».
Кажущаяся надменность и начальническая поза порой отталкивала плохо знающих Иннокентия Федоровича людей. Но за ними скрывалось какое-то детское легкомыслие. Смысловое наполнение понятия «двойник» проявлялась в самолюбии, которое пряталось за литературной скромностью; в доверчивости, которая прикрывалась скептицизмом; в нежности под маской цинизма. Ум поэта, мыслящий образами и ассоциациями, имел тайную склонность к мистике.
Стихотворение «Двойник» включает следующие средства художественной выразительности:
- многосоюзие – «и не он, и не ты, и то же, … и не то же», «и мой и не мой» – которое отражает мучительную тревогу, ощущение неопределенности;
- олицетворения – «черты смешались», «спор кипит», «сон волновал», «вопрос мучит», «немая ночь» – способствуют созданию ярких поэтических образов;
- инверсию – «смешались черты», «были мы … похожи», «кипит спор», «полога … колыханье», «одной… живем и мечтою», «чем … глядел неустанней» – она основном использована для создания рифмы;
- умолчание – «…мой и не мой…» – указывает на то, что герой не в состоянии отделить себя от двойника – у них едины и дыханье, и бой (биение) сердца – но не в состоянии передать всего, что их объединяет;
- стык – «… живет и мечтою, мечтою разлуки …» – позволяет сделать звуковой акцент на неистовом желании освободиться от груза единства, тяготящего обоих, единства как наказания;
- эпитеты – «незримая чета (два человека, рассматриваемые как одно целое)», «горячешный сон», «мутное кружение»;
- метафоры – «живем … мечтою разлуки», «слиты четою», «волновал обманом очертаний», «круженье годин (времени, ознаменованного важными общественными событиями)»;
- риторическое восклицание – «Каким … я буду..?» – отражает тревогу лирического героя, он не уверен, что самооценка окажется удовлетворительной.
С момента осознания раздвоенности лирический герой пытается избежать этого трагического, угнетающего его ощущения, как, впрочем, и его двойник. Единство и борьба его второго «я» предстают частью общей философской концепции, которую автор пытается донести до читателя и стать, наконец, на путь преодоления раскола сознания.