Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Двойник» И. Анненский

Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я, и не то же:
Так были мы где-то похожи,
Что наши смешались черты.

В сомненьи кипит ещё спор,
Но, слиты незримой четою,
Одной мы живём и мечтою,
Мечтою разлуки с тех пор.

Горячешный сон волновал
Обманом вторых очертаний,
Но чем я глядел неустанней,
Тем ярче себя ж узнавал.

Лишь полога ночи немой
Порой отразит колыханье
Моё и другое дыханье,
Бой сердца и мой и не мой…

И в мутном круженьи годин
Всё чаще вопрос меня мучит:
Когда наконец нас разлучат,
Каким же я буду один?

Анализ стихотворения Анненского «Двойник»

Стихотворение «Двойник» великого русского педагога, поэта и критика И. Ф. Анненского поднимает нечастую в поэзии тему самопознания творца. В рамках произведения требовательный к себе автор, полиглот, эстет и тонко чувствующий человек пытается понять природу своего второго «я».

Кажущаяся надменность и начальническая поза порой отталкивала плохо знающих Иннокентия Федоровича людей. Но за ними скрывалось какое-то детское легкомыслие. Смысловое наполнение понятия «двойник» проявлялась в самолюбии, которое пряталось за литературной скромностью; в доверчивости, которая прикрывалась скептицизмом; в нежности под маской цинизма. Ум поэта, мыслящий образами и ассоциациями, имел тайную склонность к мистике.

Стихотворение «Двойник» включает следующие средства художественной выразительности:

  • многосоюзие — «и не он, и не ты, и то же, … и не то же», «и мой и не мой» — которое отражает мучительную тревогу, ощущение неопределенности;
  • олицетворения — «черты смешались», «спор кипит», «сон волновал», «вопрос мучит», «немая ночь» — способствуют созданию ярких поэтических образов;
  • инверсию — «смешались черты», «были мы … похожи», «кипит спор», «полога … колыханье», «одной… живем и мечтою», «чем … глядел неустанней» — она основном использована для создания рифмы;
  • умолчание — «…мой и не мой…» — указывает на то, что герой не в состоянии отделить себя от двойника – у них едины и дыханье, и бой (биение) сердца – но не в состоянии передать всего, что их объединяет;
  • стык — «… живет и мечтою, мечтою разлуки …» — позволяет сделать звуковой акцент на неистовом желании освободиться от груза единства, тяготящего обоих, единства как наказания;
  • эпитеты — «незримая чета (два человека, рассматриваемые как одно целое)», «горячешный сон», «мутное кружение»;
  • метафоры — «живем … мечтою разлуки», «слиты четою», «волновал обманом очертаний», «круженье годин (времени, ознаменованного важными общественными событиями)»;
  • риторическое восклицание – «Каким … я буду..?» — отражает тревогу лирического героя, он не уверен, что самооценка окажется удовлетворительной.

С момента осознания раздвоенности лирический герой пытается избежать этого трагического, угнетающего его ощущения, как, впрочем, и его двойник. Единство и борьба его второго «я» предстают частью общей философской концепции, которую автор пытается донести до читателя и стать, наконец, на путь преодоления раскола сознания.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах