Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Николай Огарёв

«Весною» Н. Огарёв

Брожу я по лесу тропою каменистой;
Трепещут и блестят в ветвистой вышине
Зеленые листы под влагою росистой,
И сосен молодых дух свежий и смолистый
В весеннем воздухе отрадно веет мне;
Пчела жужжит, и ранний луч денницы
Встречают весело ликующие птицы.

Схожу я к берегу на мшистый край стремнины,
Смотрю – внизу река клокочет и шумит,
За нею озимей спокойные равнины
С их юной зеленью… Всё нежные картины!
И столько счастливый и столько ясный вид,
Что, весело смотря на все живое,
Я чувствую в себе раздолье молодое.

Дата создания: 1856 г.

Анализ стихотворения Огарева «Весною»

Стихотворение «Весною» написано Н. П. Огаревым весной 1856 года накануне его отъезда в Лондон. Непростые жизненные обстоятельства вынуждают поэта искать отраду и вдохновение в смене явлений природы, тем более что они масштабны, впечатляющи и традиционно оказывают огромное влияние на любого творческого человека.

Стихотворение «Весною» включает многочисленные средства художественной выразительности:

  • инверсию – «брожу я», «схожу я», «трепещут и блестят … листы», «тропою каменистой», «под влагою росистой (каплями росы)», «сосен молодых», «дух (запах) свежий и смолистый», «встречают птицы», «раздолье молодое», которая обеспечивает гармоничную рифмовку;
  • эпитеты – «ветвистая вышина», «свежий и смолистый дух», «весенний воздух», «ранний луч», «нежные (милые сердцу) картины», «молодое раздолье (в контексте стихотворения – широта души, воодушевление)» – помогающие создать яркие запоминающиеся образы;
  • олицетворения – «молодые сосны», «ликующие птицы», «река клокочет и шумит», «спокойные равнины», «юная зелень», «счастливый, ясный вид», «молодое раздолье» – делают природные явления, предметы и даже чувства героя полноценными персонажами стихотворения;
  • эллипсис – «смотрю – (и вижу) внизу река»;
  • архаизм – «денница» – последняя видимая, «утренняя» звезда – предвестник утра, которому радуются птицы;
  • синекдоху – «равнины озимей (озимых посевов)», «луч денницы» – позволяет выделить ключевое слово каждого словосочетания;
  • умолчание – «За ней равнины с их … зеленью…» – оформленная многоточием недоговоренность, побуждающая читателя вообразить открывшуюся лирическому герою картину русских просторов;
  • риторическое восклицание – «Всё … картины!»;
  • перенос ударения – «счастливый … вид» – позволяет органично вписать однородные определения в ткань стихотворения;
  • лексический повтор – «столько счастливый и столько ясный» – отражает глубину авторских эмоций.

Оборот «край стремнины» употребляется в значении «край крутого, скалистого обрыва».

Стихотворение пронизано восторгом наступления весны – поры обновления и надежд. Но образ весны иносказателен – за ним предполагается иное. Автор охвачен предчувствием счастья и ожидания творческого подъема. Это подтверждается соответствующей лексикой – «отрадно», «весело (употребляется дважды)». Произведение является апологией молодости и возрождения – недаром в стихотворении частотны обороты «молодые сосны, зеленые листы, юная зелень, все живое, молодое раздолье, ликующие птицы».


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах