Реминисценция
В различных литературоведческих статьях иногда можно встретить такое высказывание: «В творчестве этого автора имеются реминисценции произведений другого». Чтобы понять, что это значит, нужно определить понятие «реминисценция». Попробуем это сделать.
Исследуемый термин проник в русский язык из латинского. Буквально слово «reminiscentia» переводится как «припоминание, воспоминание». Большой энциклопедический словарь трактует это понятие как совокупность черт поэтического или музыкального произведения, наводящих на воспоминание о другом произведении. Считается, что реминисценция – это результат несознательного заимствования автором чужого образа, стилистического приёма, сюжета, ритма и т. д. Термин был введён для того, чтобы разграничивать намеренное подражание и невольное заимствование. В последнее время этот приём вполне сознательно применяется как художественное средство, рассчитанное на узнавание читателем и соответствующее ассоциативное восприятие произведения.
У термина «реминисценция» имеются близкие понятий – параллель и аллюзия. Под параллелью (параллелизм) понимают риторическую фигуру, основанную на совпадении нескольких речевых конструкций, что соединяет их в целостный художественный образ. Аллюзия – это тоже стилистическая фигура, в которой содержится отсылка, намёк или указание на определённый литературный, политический или исторический факт. В отличие от реминисценции, которая может восприниматься в нескольких смыслах, аллюзия требует однозначного прочтения. Например, в стихотворении И. А. Бродского «Я памятник воздвиг себе иной!» содержится именно аллюзия:
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию – спиной.
К любви своей потерянной – лицом.
И грудь – велосипедным колесом…
В этих строках мы можем обнаружить явный намёк только на пушкинское стихотворение «Памятник» и ни что иное.
Интересно, что корни термина следует искать не в истории поэзии, а в философии. Первым, кто обратился к использованию воспоминаний, был древнегреческий учёный Платон. Он развил концепцию, названную анамнезис или учение о припоминании. Согласно ей существует мир идей, в котором обретаются души до воплощения на Земле в виде людей. Там души воспринимают знания, которые потом можно пробудить в человеке. Идея о припоминании была изложена в нескольких произведениях Платона, и оттуда, вероятно, термин распространился и в другие науки, например в музыкальную теорию и литературу.
В качестве реминисценций могут воспроизводиться самые различные части поэтического текста. Это могут быть образы, детали сюжета, типы строф, особенно выразительные фразы и т. д. Так, у М. Ю. Лермонтова в поэме «Демон» встречаем такие строки:
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего…
Эта фраза очень напоминает слова из пушкинского «Кавказского пленника»:
Таил в молчанье он глубоком
Движенья сердца своего,
И на челе его высоком
Не изменялось ничего…
В произведении «Смерть Поэта» угадываются библейские реминисценции:
И прежний сняв венок – они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело…
Понятно, что в этом стихотворении Михаил Юрьевич говорит о гибели своего великого современника, А. С. Пушкина, но образ, раскрытый в этом четверостишии, неявно отсылает читателя к фигуре Иисуса Христа.
Лермонтовские реминисценции, в свою очередь, можно обнаружить у А. А. Блока. В стихотворении «Отрывок» читаем:
Ночь темна и непонятна,
Всё от нас сокрыто мглой,
Где чиста и благодатна
Говорит звезда с звездой.
Последняя строка в этом фрагменте является почти дословным копированием слов Лермонтова:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Реминисценции встречаются у А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. И. Цветаевой, Д. С. Мережковского и многих других авторов.