Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Реминисценция

В различных литературоведческих статьях иногда можно встретить такое высказывание: «В творчестве этого автора имеются реминисценции произведений другого». Чтобы понять, что это значит, нужно определить понятие «реминисценция». Попробуем это сделать.

Исследуемый термин проник в русский язык из латинского. Буквально слово «reminiscentia» переводится как «припоминание, воспоминание». Большой энциклопедический словарь трактует это понятие как совокупность черт поэтического или музыкального произведения, наводящих на воспоминание о другом произведении. Считается, что реминисценция – это результат несознательного заимствования автором чужого образа, стилистического приёма, сюжета, ритма и т. д. Термин был введён для того, чтобы разграничивать намеренное подражание и невольное заимствование. В последнее время этот приём вполне сознательно применяется как художественное средство, рассчитанное на узнавание читателем и соответствующее ассоциативное восприятие произведения.

У термина «реминисценция» имеются близкие понятий – параллель и аллюзия. Под параллелью (параллелизм) понимают риторическую фигуру, основанную на совпадении нескольких речевых конструкций, что соединяет их в целостный художественный образ. Аллюзия – это тоже стилистическая фигура, в которой содержится отсылка, намёк или указание на определённый литературный, политический или исторический факт. В отличие от реминисценции, которая может восприниматься в нескольких смыслах, аллюзия требует однозначного прочтения. Например, в стихотворении И. А. Бродского «Я памятник воздвиг себе иной!» содержится именно аллюзия:

Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию – спиной.
К любви своей потерянной – лицом.
И грудь – велосипедным колесом…

В этих строках мы можем обнаружить явный намёк только на пушкинское стихотворение «Памятник» и ни что иное.

Интересно, что корни термина следует искать не в истории поэзии, а в философии. Первым, кто обратился к использованию воспоминаний, был древнегреческий учёный Платон. Он развил концепцию, названную анамнезис или учение о припоминании. Согласно ей существует мир идей, в котором обретаются души до воплощения на Земле в виде людей. Там души воспринимают знания, которые потом можно пробудить в человеке. Идея о припоминании была изложена в нескольких произведениях Платона, и оттуда, вероятно, термин распространился и в другие науки, например в музыкальную теорию и литературу.

В качестве реминисценций могут воспроизводиться самые различные части поэтического текста. Это могут быть образы, детали сюжета, типы строф, особенно выразительные фразы и т. д. Так, у М. Ю. Лермонтова в поэме «Демон» встречаем такие строки:

Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего

Эта фраза очень напоминает слова из пушкинского «Кавказского пленника»:

Таил в молчанье он глубоком
Движенья сердца своего,
И на челе его высоком
Не изменялось ничего

В произведении «Смерть Поэта» угадываются библейские реминисценции:

И прежний сняв венок – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
   Но иглы тайные сурово
   Язвили славное чело…

Понятно, что в этом стихотворении Михаил Юрьевич говорит о гибели своего великого современника, А. С. Пушкина, но образ, раскрытый в этом четверостишии, неявно отсылает читателя к фигуре Иисуса Христа.

Лермонтовские реминисценции, в свою очередь, можно обнаружить у А. А. Блока. В стихотворении «Отрывок» читаем:

Ночь темна и непонятна,
Всё от нас сокрыто мглой,
Где чиста и благодатна
Говорит звезда с звездой.

Последняя строка в этом фрагменте является почти дословным копированием слов Лермонтова:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

«Выхожу я один на дорогу…».

Реминисценции встречаются у А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. И. Цветаевой, Д. С. Мережковского и многих других авторов.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах