Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Апухтин, Анализы стихотворений

«Рассвет» А. Апухтин

Видали ль вы рассвета час
За ночью темной и ненастной?
Давно уж буря пронеслась,
Давно уж смолкнул гул ужасный,
Но всё кругом еще хранит
Тяжелый след грозы нестройной,
Всё ждет чего-то и молчит!..
Всё полно мысли беспокойной.

Но вот у тучи роковой
Вдруг прояснился угол белый;
Вот за далекою горой
С востока что-то заалело;
Вон там, повыше, брызнул свет, –
Он вновь исчезнет ли за тучей
Иль станет, славный и могучий,
Среди небес?..
         Ответа нет...

Но звук пастушеской свирели
Уж слышен в тишине полей,
И воздух кажется теплей,
И птички ранние запели.
Туманы, сдвинувшись сперва,
Несутся, ветром вдаль гонимы.

Теперь таков наш край родимый,
Теперь Россия такова.

Дата создания: 6 января 1858

Анализ стихотворения Апухтина «Рассвет»

Стихотворение «Рассвет» написано в 1858 году восемнадцатилетним студентом училища правоведения, который уже тогда чувствовал мучительное несоответствие своего призвания и того, к чему готовили его преподаватели.

Текст произведения свидетельствует о наблюдательности молодого поэта, его редком природном уме и блестящем владении словом. Основной образ – природа, жанр – пейзажная лирика.

Автор использует такие выразительные средства:

  • инверсию – «рассвета час», «за ночью темной и ненастной», «смолкнул гул ужасный», «мысли беспокойной», «у тучи роковой», «брызнул свет», «он исчезнет ли», «край родимый», «птички ранние», которая не только обеспечивает рифмовку, но и интонационно выделяет ключевые фразы каждого словосочетания;
  • синекдоху – «полно мысли», «рассвета час», последняя из которых могла бы показаться слиянием несовместимых понятий – «видали …час», если бы автор не использовал замену общего понятия – «время» – на частное – «час»;
  • риторические вопросы – «Видали ль вы…?», «Он … исчезнет? …» – вовлекают читателя в предполагаемый диалог, сближают их с автором;
  • риторическое восклицание – «Все … молчит!..» – показывает, как поэт поражен установившейся удивительной тишиной;
  • синтаксический параллелизм – «Давно уж … пронеслась, давно уж смолкнул…», «теперь таков, теперь … такова», «…все ждет…! Все полно…»;
  • олицетворения – «все хранит, ждет и молчит, полно мысли», «угол прояснился», «что-то заалело», «свет брызнул», «свет исчезнет или станет славный…», «гонимы ветром», «туманы несутся», они позволяют емко, но точно изобразить природные явления;
  • эпитеты – «тяжелый след», «роковая туча», «белый угол (в значении уголок, часть, фрагмент)»;
  • ряд однородных членов предложения – «хранит, ждет и молчит»;
  • умолчание – «Ответа нет…» – побуждает читателя поразмышлять и найти этот ответ самостоятельно;
  • многосоюзие – «и воздух …, и птички…».

Умиление автора мирными пасторальными картинами прорывается в самом конце произведения – он использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «птички».

В последнем двустишии восхваление красот родного края гармонично трансформируется в завуалированное признание любви к Отчизне. Рассвет у автора ассоциирован не только с началом нового дня, но и новыми надеждами, началом новой жизни (как аллегории брызнувшего из-за туч света), сулящей счастье творческих открытий.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Мандельштам; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Маяковский; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах