«Рассвет» А. Апухтин
Видали ль вы рассвета час За ночью темной и ненастной? Давно уж буря пронеслась, Давно уж смолкнул гул ужасный, Но всё кругом еще хранит Тяжелый след грозы нестройной, Всё ждет чего-то и молчит!.. Всё полно мысли беспокойной. Но вот у тучи роковой Вдруг прояснился угол белый; Вот за далекою горой С востока что-то заалело; Вон там, повыше, брызнул свет, – Он вновь исчезнет ли за тучей Иль станет, славный и могучий, Среди небес?.. Ответа нет… Но звук пастушеской свирели Уж слышен в тишине полей, И воздух кажется теплей, И птички ранние запели. Туманы, сдвинувшись сперва, Несутся, ветром вдаль гонимы. Теперь таков наш край родимый, Теперь Россия такова.
6 января 1858 г.
Анализ стихотворения Апухтина «Рассвет»
Стихотворение «Рассвет» написано в 1858 году восемнадцатилетним студентом училища правоведения, который уже тогда чувствовал мучительное несоответствие своего призвания и того, к чему готовили его преподаватели.
Текст произведения свидетельствует о наблюдательности молодого поэта, его редком природном уме и блестящем владении словом. Основной образ – природа, жанр – пейзажная лирика.
Автор использует такие выразительные средства:
- инверсию – «рассвета час», «за ночью темной и ненастной», «смолкнул гул ужасный», «мысли беспокойной», «у тучи роковой», «брызнул свет», «он исчезнет ли», «край родимый», «птички ранние», которая не только обеспечивает рифмовку, но и интонационно выделяет ключевые фразы каждого словосочетания;
- синекдоху – «полно мысли», «рассвета час», последняя из которых могла бы показаться слиянием несовместимых понятий – «видали …час», если бы автор не использовал замену общего понятия – «время» – на частное – «час»;
- риторические вопросы – «Видали ль вы…?», «Он … исчезнет? …» – вовлекают читателя в предполагаемый диалог, сближают их с автором;
- риторическое восклицание – «Все … молчит!..» – показывает, как поэт поражен установившейся удивительной тишиной;
- синтаксический параллелизм – «Давно уж … пронеслась, давно уж смолкнул…», «теперь таков, теперь … такова», «…все ждет…! Все полно…»;
- олицетворения – «все хранит, ждет и молчит, полно мысли», «угол прояснился», «что-то заалело», «свет брызнул», «свет исчезнет или станет славный…», «гонимы ветром», «туманы несутся», они позволяют емко, но точно изобразить природные явления;
- эпитеты – «тяжелый след», «роковая туча», «белый угол (в значении уголок, часть, фрагмент)»;
- ряд однородных членов предложения – «хранит, ждет и молчит»;
- умолчание – «Ответа нет…» – побуждает читателя поразмышлять и найти этот ответ самостоятельно;
- многосоюзие – «и воздух …, и птички…».
Умиление автора мирными пасторальными картинами прорывается в самом конце произведения – он использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «птички».
В последнем двустишии восхваление красот родного края гармонично трансформируется в завуалированное признание любви к Отчизне. Рассвет у автора ассоциирован не только с началом нового дня, но и новыми надеждами, началом новой жизни (как аллегории брызнувшего из-за туч света), сулящей счастье творческих открытий.