Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Воскрешение Лазаря» А. Хомяков

О, Царь и Бог мой! Слово силы
Во время оно Ты сказал, –
И сокрушен был плен могилы,
И Лазарь ожил и восстал.

Молю, да слово силы грянет,
Да скажешь «встань!» душе моей, –
И мертвая из гроба встанет,
И выйдет в свет Твоих лучей.

И оживет, и величавый
Ее хвалы раздастся глас
Тебе – сиянью Отчей славы,
Тебе – умершему за нас!

Октябрь 1852 (?)

Анализ стихотворения А. С. Хомякова «Воскрешение Лазаря»

Стихотворение, написанное А. С. Хомяковым в 1852 году, отсылает нас к новозаветной истории неслыханного, чудесного воскрешения Иисусом Христом умершего человека, который проживал в городе Вифании.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • обращение – «Царь и Бог мой» – таким образом автор проявляет благоговение, признает Бога вершителем своей судьбы в земной (в которой правят цари) и загробной жизни;
  • инверсию – «Бог мой», «сокрушен был плен», «душе моей», «хвалы раздастся глас», которая придает изложению возвышенный характер;
  • метафоры – «плен могилы», «слово силы» – они придают речи особую красоту и выразительность при минимуме слов;
  • олицетворения – «скажешь душе», «глас хвалы», «сиянье славы» – «работают» на создание ярких образов;
  • оксюморон – «мертвая из гроба встанет» – используется для усиления производимого на читателя впечатления, создания зримого образа;
  • многосоюзие – «… и встанет, выйдет. И оживет…» – создает акцент на каждом слове;
  • устаревшую лексику – «глас», «во время оно» – значит, очень давно, в незапамятные времена;
  • лексический повтор – «Тебе – сиянью …, Тебе – умершему…» – помогает выделить ключевое слово – адресата стихотворения-молитвы;
  • риторические восклицания – «Царь и Бог мой!», «… умершему за нас!», «встань!», отражающие высоту чувств автора;
  • цитирование – «встань!» – придает тексту достоверность;
  • эпитет – «величавый глас» – ярко характеризует образ Бога-Сына;
  • парцелляцию – «…выйдет в свет … лучей. И оживет», которая также позволяет выделить каждый синтаксический фрагмент;
  • синтаксический параллелизм – «да … грянет, да скажешь…» – в контексте речи частица «да» используется для выражения горячего пожелания, в значении «пусть»;
  • однородные члены предложения – «Царь и Бог», «ожил и восстал», «встанет и выйдет», «сиянью славы, умершему» – всесторонне описывают происходящее;
  • лексику высокого стиля – «молю», «грянет» – «прогремит, зазвучит с необыкновенной силой».

Идея произведения состоит в том, что для истинно верующего человека нет ничего невозможного. Возрождение к жизни, спасение души доступны даже безнадежным грешникам – мертвым с точки зрения учения Христа. Истинно верующий человек в поисках вечной жизни обязан преодолеть сомнения и хулу окружающих. Сознавая недостоинство любой человеческой личности и своей – прежде всего, автор просит о даровании ему великой милости – обновлении, прощении души.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег –
За это жизнь отдать не мало.

15 сентября 1921 г. А. Ахматова

14 сентября 1321 г. – умер Данте Алигьери, автор "Божественной комедии". Которая, в свою очередь, является одной из центральных сюжетных линий романа Дэна Брауна «Инферно». #Данте #Алигьери

14 сентября 1936 г. родился поэт Александр Кушнер.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах