Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Литературные направления

В разные эпохи людей интересовали неодинаковые вещи, их занимали различные мысли и образы. Одни представления сменялись другими, появлялись и уходили многообразные моды и культурные течения. Это нашло отражение и в литературе, где различные идеи воплощались в рамках литературных направлений. Рассмотрим, что это такое, и покажем основные из них.

Под литературным направлением понимают комплекс литературно-эстетических и духовно-нравственных принципов, характерных для произведений ряда поэтов и писателей, который поддерживается и реализуется в творчестве авторов на протяжении определённого исторического периода. Литературные направления под воздействием исторических событий, часто имеют идеологов и теоретиков, обосновывающих в своих трудах принципы течения.

Исследователи выделяют несколько основных литературных направлений:

  • барокко (XVI – XVII вв.),
  • классицизм (середина XVII – начало XIX вв.),
  • сентиментализм (в Европе с середины XVIII в., в России конец XVIII в.),
  • романтизм (в Европе 90-е гг. XVIII в. – начало XIX в., в России начало – середина XIX в.),
  • реализм (30-е годы XIX в. – XX в.),
  • модернизм (конец XIX – начало XX в.),
  • постмодернизм (конец XX – наше время).

Барокко

В нашей стране течение не получило большого распространения, но в европейской литературе было очень популярно. Возникновение этого направления было связано с разрушением идей эпохи Возрождения о всемогущем человеке-полубоге и противопоставлением личности безличному миру природы. Характерные черты барокко:

  • интерес к изысканным метафорам, аллегориям, игре слов и оксюморонам,
  • трагизм, ощущение безысходности и обречённости,
  • эстетизация роскоши,
  • богатство красок и форм,
  • сочетание текста и визуальных украшений.

Наиболее популярные жанры – сонет, мадригал, рондо, ода.

Крупнейшие авторы направления: П. Кальдерон, А. Силезиус, А. Грифиус, В. Вуатюр и др.

Классицизм

Господствующая идея эпохи классицизма, длившейся более 150 лет, – разумность и упорядоченность окружающего мира. В основе направления лежат античные представления, переработанные просветителями – Вольтером, Декартом и др. Человек воспринимался в первую очередь как создание, наделённое разумом, а общество – как рационально организованный механизм. Любое произведение должно было формироваться по строгому канону, для чего во многих странах происходили реформы языка и литературы. Так, в России М. В. Ломоносовым и В. К. Тредиаковским была проведена реформа стихосложения, предложена теория «трёх штилей», регламентировавшая использование различных языковых средств для различных жанров. Во Франции Н. Буало предложил строгую иерархию жанров, разделив их на низкие (басни, комедии) и высокие (трагедия, ода). Было сформулировано правило трёх единств, требующее, чтобы действие произведения происходило в одно и то же время, в одном месте и вокруг одного центрального конфликта.

Самые распространённые жанры классицизма – ода, комедия, сатира, басня. Выдающиеся авторы: Ф. Малерб, Ж. Лафонтен, Мольер; в России: А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, И. И. Хемницер.

         Шел некогда обоз;
А в том обозе был такой престрашный воз,
Что перед прочими казался он возами,
Какими кажутся слоны пред комарами.
Не возик и не воз, возище то валит.
      Но чем сей барин-воз набит?
            Пузырями.

«Обоз», И. И. Хемницер.

Сентиментализм

Название направления связано с романом «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, герой которого во время поездки по югу Европы попадает в различные ситуации и сталкивается с множеством переживаний. Главной ценностью для идеологов сентиментализма является внутренний мир человека, его мысли, эмоции, любовные страдания. Постепенно развивается идея о противостоянии тонко чувствующей натуры и бездушного слепого общества, появляется интерес к природе, естественному поведению в противовес угнетающему воздействию цивилизации.

Главные авторы направления: Ж.-Ж. Руссо («Новая Элоиза»), С. Ричардсон («Памела, или Награждённая добродетель»), в России – Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»).

Романтизм

Основные идеи направления:

  • наивысшая ценность – человек с его внутренним миром, мыслями, жизнь и личность человека,
  • углубление конфликта между природой и цивилизацией, выраженное в предпочтении к изображению природы, сельской жизни,
  • представление о двойственности мира – привычного социального мира и идеализируемого мира прошлого, потустороннего, загробного мира и т. д.,
  • демонизм, сомнения в непогрешимости Бога, интерес к мистике,
  • эстетизация бунта и культ свободы.

Романтики предпочитали изображать исключительных персонажей, попадающих в неординарные обстоятельства, причём личность героя была самодостаточной, его поступки и поведение мало зависели от других людей и условий. Портрет персонажа создавался посредством одной-двух ярких черт, больше внимания уделялось отражению внутреннего мира и его конфликта с миром окружающим.

В эпоху романтизма становятся популярны новеллы, элегии, драмы и поэмы. В прозаических произведениях появляются необычные сюжетные повороты и развязки, страшные тайны и загадки. Крупнейшие авторы направления: В. Гюго («Собор Парижской Богоматери»), П. Б. Шелли, Д. Байрон («Каин»), Э. А. По; в России: М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, ранний А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский.

Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы…

«Мцыри», М. Ю. Лермонтов.

Реализм

Главной ценностью этого направления остаётся личность человека, однако, меняются подходы к её изображению. Если для романтиков важно было показать неординарного персонажа, то реалисты стремились продемонстрировать жизненный путь обычного человека и воссоздать реальность как она есть. На первый план выходит правдоподобное описание, объективность повествования, создание подробного портрета многогранной личности. Действие реалистических произведений разворачивается в определённый исторический период в определённом месте, при этом персонажи действуют не в соответствии со своими мотивами, а во многом под влиянием обстоятельств. Основной характерной чертой становится психологизм, погружение в противоречивую натуру героев.

Самые известные авторы реализма: Г. Флобер, Стендаль, Ф. Кафка; в России: Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков.

Модернизм

Под этим термином понимают совокупность направлений, противопоставлявшихся реалистическому. Среди них – импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, сюрреализм и др. Основные идеи, объединяющие эти течения:

  • попытка осмысления действительности посредством нереалистических способов,
  • антиисторизм мышления, мифологизация прошлого, будущего и настоящего,
  • интерес к личности в целом, а не в разрезе эпохи.

Импрессионисты стремились запечатлеть изменчивый мир, опирались на свои мимолётные впечатления и ассоциации. Известные авторы: Э. Золя, Т. Манн, С. Цвейг, И. Анненский, К. Д. Бальмонт. Идеи направления часто перекликались с концепциями других направлений, например, с представлениями символистского течения.

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

«Я не знаю мудрости», К. Д. Бальмонт.

Символисты разработали философскую концепцию, которая гласила, что окружающее человека и сам человек непознаваемы. Тайны жизни не могут быть познаны посредством науки или выражены обычным языком. Для понимания природы необходимо создать систему символов, объединяющую искусство и жизнь. Теоретики символизма (А. А. Блок, А. Белый, К. Д. Бальмонт) верили, что с помощью поэтического символа можно изменить мир.

Представители акмеизма видели ценность в материальном, вещах, а не абстрактных образах. Они воспевали точность и изысканность слов, предметность образов, часто обращались к экзотическим пейзажам, объектам культурного наследия. Знаменитые авторы направления: А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам.

Футуризм объединил поэтов и писателей, стремившихся создать новую систему ценностей. Они экспериментировали не только с образами, но и с языком, придумывая новые слова и выражения. Часто вели себя вызывающе, эпатировали своим творчеством, поведением и внешним видом. Произведения авторов этого направления часто были посвящены будущему, развитию технологий, динамичной жизни в больших городах.

О, достоевскиймо бегущей тучи!
О, пушкиноты млеющего полдня!
Ночь смотрится, как Тютчев,
Безмерное замирным полня.

Велимир Хлебников.

Сюрреалисты большое внимание уделяли парадоксам сознания. В их произведениях фигурируют случайные образы, отдалённые ассоциации, бессознательные импульсы. Авторы (А. Бретон, Г. Аполлинер) направления стремились освободить творчество от условностей и правил.

Постмодернизм

Это направление характеризуется отказом от ценностной иерархии и центричности. В его рамках отсутствует деление на низкое и высокое, современное и архаичное. Все жанры равноправны и могут вступать в контакт друг с другом. В произведениях одних авторов могут присутствовать включения произведений других. Идеологи выделяют несколько черт постмодернистской литературы:

  • нонконформизм,
  • равноправие культур,
  • отсутствие стремления принести что-то новое в мир,
  • ориентация на коммерческий успех,
  • игровой характер, ирония, чёрный юмор,
  • признание, что любая вещь или акт может являться искусством.

Крупнейшие авторы: В. О. Пелевин, Д. Коупленд, В. Г. Сорокин, Д. Хармс и др.




pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах