Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Ода

С самого своего зарождения поэзия выполняла несколько функций. В стихах автор мог передать свой душевный настрой и глубокие чувства. Посредством эпического произведения можно зафиксировать в народной памяти какие-либо общественно значимые события. Немаловажно, что с помощью поэзии легко было похвалить какую-либо личность или прославить заслуживающий того поступок. Сделать это можно в рамках особого жанра – оды. Рассмотрим, что он собой представляет, и приведём примеры.

Греческое слово «ode», от которого возник русский термин, переводится как «песня». Происхождение понятия связано с тем, что в античную эпоху почти все лирические произведения, а ода относится именно к лирическому направлению литературы, исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов. Наиболее известные оды древнегреческого поэта Пиндара, Анакреонта, Симонида Кеосского, в Риме – Горация.

В страхе пред ним
у псов Герионовых лютых
Ныне хвалу Геродоту
с его колесницей
четвероконной сложу.
Он не доверил узды своей
чужой руке – и за то
Я вплету ему похвалу…

«Истмийская ода», Пиндар, перевод М. Е. Грабарь-Пассек.

До самой эпохи Возрождения и барокко под одами понимали патетические стихотворения, предназначенные для исполнения под музыку. Гораздо позже так стали называть собственно торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо человеку или событию.

Современные словари толкуют это понятие так: «Ода – это лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума» (Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов).

Ода в этом значении получила широкое распространение в XVIII столетии. Самые известные произведения этого периода – «Ода к радости» Фридриха Шиллера, «Ода к меланхолии», «Ода к соловью» Джона Китса, стихи Томаса Грея.

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.

«Ода к радости», Фридрих Шиллер, перевод И. В. Миримского.

Через европейскую традицию жанр проник в русскую литературу. Множество эффектных образцов одической поэзии можно найти у М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и других поэтов этой XVIII века. Главные черты произведений этого периода – торжественность, прославление отечества, монарха и его приближённых, нравоучительный характер. Ода становится жанром высокого стиля, оформляются каноны написания, определяются допустимые приёмы, темы, виды произведений (духовные, нравоучительные, любовные, торжественные). Самые известные стихотворения этой эпохи: «Фелица», «Видение мурзы», «Водопад», «Бог» Г. Р. Державина, «Ода на взятие Хотина» М. В. Ломоносова, «Ода торжественная о сдаче города Гданска» В. К. Тредиаковского.

Разумный человек
Умеренностию препровождает век,
К восторгу счастие премудрого не тронет,
В печалях он не стонет.

Хотя кто слёз отерть,
Не тщится в горести вкусить, – и плача, – смерть:
Хотя кто в радости свой сладкой век проводит,
От смерти не уходит.

«Ода (Разумный человек)», А. П. Сумароков.

В этот период оды стали настолько популярны, что некоторые критики даже высмеивали стремление к постоянному сочинительству од. Постепенно жанр теряет востребованность, его границы размываются. С XIX века одой начали именовать всякое пафосное стихотворение, восхваляющее что-либо или кого-либо. В позднейшие периоды произведения в жанре оды становятся крайне редкими, и чаще термин употребляется в переносном значении.

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!

«Ода революции», В. В. Маяковский.




pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах