Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Ода

С самого своего зарождения поэзия выполняла несколько функций. В стихах автор мог передать свой душевный настрой и глубокие чувства. Посредством эпического произведения можно зафиксировать в народной памяти какие-либо общественно значимые события. Немаловажно, что с помощью поэзии легко было похвалить какую-либо личность или прославить заслуживающий того поступок. Сделать это можно в рамках особого жанра – оды. Рассмотрим, что он собой представляет, и приведём примеры.

Греческое слово «ode», от которого возник русский термин, переводится как «песня». Происхождение понятия связано с тем, что в античную эпоху почти все лирические произведения, а ода относится именно к лирическому направлению литературы, исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов. Наиболее известные оды древнегреческого поэта Пиндара, Анакреонта, Симонида Кеосского, в Риме – Горация.

В страхе пред ним
у псов Герионовых лютых
Ныне хвалу Геродоту
с его колесницей
четвероконной сложу.
Он не доверил узды своей
чужой руке – и за то
Я вплету ему похвалу…

«Истмийская ода», Пиндар, перевод М. Е. Грабарь-Пассек.

До самой эпохи Возрождения и барокко под одами понимали патетические стихотворения, предназначенные для исполнения под музыку. Гораздо позже так стали называть собственно торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо человеку или событию.

Современные словари толкуют это понятие так: «Ода – это лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума» (Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов).

Ода в этом значении получила широкое распространение в XVIII столетии. Самые известные произведения этого периода – «Ода к радости» Фридриха Шиллера, «Ода к меланхолии», «Ода к соловью» Джона Китса, стихи Томаса Грея.

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.

«Ода к радости», Фридрих Шиллер, перевод И. В. Миримского.

Через европейскую традицию жанр проник в русскую литературу. Множество эффектных образцов одической поэзии можно найти у М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и других поэтов этой XVIII века. Главные черты произведений этого периода – торжественность, прославление отечества, монарха и его приближённых, нравоучительный характер. Ода становится жанром высокого стиля, оформляются каноны написания, определяются допустимые приёмы, темы, виды произведений (духовные, нравоучительные, любовные, торжественные). Самые известные стихотворения этой эпохи: «Фелица», «Видение мурзы», «Водопад», «Бог» Г. Р. Державина, «Ода на взятие Хотина» М. В. Ломоносова, «Ода торжественная о сдаче города Гданска» В. К. Тредиаковского.

Разумный человек
Умеренностию препровождает век,
К восторгу счастие премудрого не тронет,
В печалях он не стонет.

Хотя кто слёз отерть,
Не тщится в горести вкусить, – и плача, – смерть:
Хотя кто в радости свой сладкой век проводит,
От смерти не уходит.

«Ода (Разумный человек)», А. П. Сумароков.

В этот период оды стали настолько популярны, что некоторые критики даже высмеивали стремление к постоянному сочинительству од. Постепенно жанр теряет востребованность, его границы размываются. С XIX века одой начали именовать всякое пафосное стихотворение, восхваляющее что-либо или кого-либо. В позднейшие периоды произведения в жанре оды становятся крайне редкими, и чаще термин употребляется в переносном значении.

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!

«Ода революции», В. В. Маяковский.



Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.

Маяковский не здоровался за руку (в крайних случаях использовал платок). Причина: отец поэта умер от сепсиса, после укола булавкой.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах