Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«Снежинка» К. Бальмонт

Светло-пушистая,
‎‎     Снежинка белая,
Какая чистая,
‎‎     Какая смелая!

Дорогой бурною
‎‎     Легко проносится,
Не в высь лазурную,
‎‎     На землю просится.

Лазурь чудесную
‎     Она покинула,
Себя в безвестную
‎‎     Страну низринула.

В лучах блистающих
‎‎     Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
‎‎     Сохранно-белая.

Под ветром веющим
‎‎     Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
‎     Светло качается.

Его качелями
‎‎     Она утешена,
С его метелями
‎‎     Крутится бешено.

Но вот кончается
‎‎     Дорога дальная,
Земли касается
‎‎     Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
‎     Снежинка смелая.
Какая чистая,
‎     Какая белая!

Сборник «Только любовь» (1903). Раздел «Очертания снов».

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Снежинка»

Стихотворение «Снежинка» написано в 1903 году, по возвращении поэта из-за границы. Прекрасные картины русской зимы, видимо, натолкнули К. Д. Бальмонта на размышления о свободе творческой личности в частности и свободе человека, склонности к риску вообще.

Поэта завораживает красота и загадочность такого природного явления как снежинка, и она становится основным поэтическим образом произведения. Автор призывает нас взглянуть на это явление его глазами. Стихотворение несет отпечаток узнаваемого авторского почерка К. Д. Бальмонта и содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «светло-пушистая снежинка», «сохранно-белая снежинка», «пушистая снежинка», «лазурная (светло-синяя) высь», «чудесная лазурь (небо)», «блистающие лучи» – они ярко характеризуют природные явления;
  • инверсию – «снежинка белая», «дорогой бурною», «высь лазурную», «лазурь чудесную», «в лучах блистающих», «хлопьев тающих», «ветром веющим», «кончается дорога дальная», «касается звезда кристальная», которая способствует рифмовке и одновременно выделяет последнее слово каждого сообщения;
  • лексический повтор – «какая чистая, какая смелая» – повторяющиеся местоимения создают акцент на каждом связанном с ними определении;
  • риторическое восклицание – «… какая смелая!», отражающее восхищение лирического героя и ставшее рефреном произведения;
  • ряды однородных членов предложения – «проносится, просится», «покинула, низринула», «дрожит, взметается», «утешена, крутится» – они в основном представлены глаголами и наполняют стихотворение действием;
  • лексику высокого стиля – «низринула» в значении «сбросила, свалила вниз, низвергла», которая призвана усилить производимое впечатление;
  • контекстуальные синонимы – «страна, земля»;
  • олицетворения – «снежинка умелая», «снежинка смелая», «лелеющий ветер», «утешена качелями» – очеловечивают главные образы произведения, тем самым приближая их к читателю;
  • перифразы – «тающие хлопья» – подразумеваются тающие комья снега – и
    «кристальная звезда» – иное название снежинки;
  • метафору – «качели ветра».

Стихотворение пронизано поэтикой природной стихии, восхищением свободным, ничем не сдерживаемым полетом фантазии. Лирический герой вольно или невольно ассоциирует себя со снежинкой, примеряет на себя ее возможности и мечтает преодолеть все препятствия, раздвинуть границы возможного, совершить небывалое, сохранив при этом кристальную чистоту и внутреннюю гармонию.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах