«Снежинка» К. Бальмонт
Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится. Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула. В лучах блистающих Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нём, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено. Но вот кончается Дорога дальная, Земли касается Звезда кристальная. Лежит пушистая, Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая!
Сборник «Только любовь» (1903). Раздел «Очертания снов».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Снежинка»
Стихотворение «Снежинка» написано в 1903 году, по возвращении поэта из-за границы. Прекрасные картины русской зимы, видимо, натолкнули К. Д. Бальмонта на размышления о свободе творческой личности в частности и свободе человека, склонности к риску вообще.
Поэта завораживает красота и загадочность такого природного явления как снежинка, и она становится основным поэтическим образом произведения. Автор призывает нас взглянуть на это явление его глазами. Стихотворение несет отпечаток узнаваемого авторского почерка К. Д. Бальмонта и содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «светло-пушистая снежинка», «сохранно-белая снежинка», «пушистая снежинка», «лазурная (светло-синяя) высь», «чудесная лазурь (небо)», «блистающие лучи» – они ярко характеризуют природные явления;
- инверсию – «снежинка белая», «дорогой бурною», «высь лазурную», «лазурь чудесную», «в лучах блистающих», «хлопьев тающих», «ветром веющим», «кончается дорога дальная», «касается звезда кристальная», которая способствует рифмовке и одновременно выделяет последнее слово каждого сообщения;
- лексический повтор – «какая чистая, какая смелая» – повторяющиеся местоимения создают акцент на каждом связанном с ними определении;
- риторическое восклицание – «… какая смелая!», отражающее восхищение лирического героя и ставшее рефреном произведения;
- ряды однородных членов предложения – «проносится, просится», «покинула, низринула», «дрожит, взметается», «утешена, крутится» – они в основном представлены глаголами и наполняют стихотворение действием;
- лексику высокого стиля – «низринула» в значении «сбросила, свалила вниз, низвергла», которая призвана усилить производимое впечатление;
- контекстуальные синонимы – «страна, земля»;
- олицетворения – «снежинка умелая», «снежинка смелая», «лелеющий ветер», «утешена качелями» – очеловечивают главные образы произведения, тем самым приближая их к читателю;
- перифразы – «тающие хлопья» – подразумеваются тающие комья снега – и
«кристальная звезда» – иное название снежинки; - метафору – «качели ветра».
Стихотворение пронизано поэтикой природной стихии, восхищением свободным, ничем не сдерживаемым полетом фантазии. Лирический герой вольно или невольно ассоциирует себя со снежинкой, примеряет на себя ее возможности и мечтает преодолеть все препятствия, раздвинуть границы возможного, совершить небывалое, сохранив при этом кристальную чистоту и внутреннюю гармонию.