«Вечер ясен и тих…» И. Никитин
* * * Вечер ясен и тих;
Спят в тумане поля;
В голубых небесах
Ярко пышет заря.Золотых облаков
Разноцветный узор
Накрывает леса,
Как волшебный ковёр;Вот пахнул ветерок,
Зашептал в тростнике;
Вот и месяц взошёл
И глядится в реке.Что за чудная ночь!
Что за тени и блеск!
Как душе говорит
Волн задумчивый плеск!Может быть, – в этот час
Сонмы светлых духо́в
Гимны неба поют
Богу дивных миров.
1851 г.
Анализ стихотворения И. Никитина «Вечер ясен и тих…»
Стихотворение написано в 1851 году. Не сразу опубликованное стихотворение – истинный шедевр, созданный художником русского слова. Об Иване Саввиче нельзя сказать иначе, глядя на то, с какой любовью и тщанием он выписывает каждую черточку томного летнего вечера. Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики, основной его образ – природа.
Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «поля спят», «ветерок зашептал», «месяц глядится», «задумчивый плеск говорит душе», «сонмы духов поют», «узор накрывает леса» – не только очеловечивают, но и одушевляют явления природы, делают их полноценными героями произведения, действующими независимо от воли автора;
- инверсию – «спят поля», «пышет (светится, ярко горит) заря», «облаков узор», «волн плеск», «пахнул ветерок», которая, выводя в конец словосочетания существительные, позволяет организовать именные рифмы;
- лексику высокого стиля – «небеса», «сонмы (множества)», «гимн», позволяющую придать изложению торжественность, отразить почти религиозное благоговение автора перед величием природы;
- метафору – «узор облаков накрывает леса», отсылающую читателя к разнообразию оттенков облаков, освещенных заходящим солнцем;
- эпитеты – «золотые облака», «чудная ночь», «светлый дух», «дивный мир», носящие отпечаток авторской оценки явлений окружающего мира;
- сравнения – «накрывает, как ковер»;
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «ветерок» – знак того, что автора умиляет пасторальная картина, которую он описывает;
- ряды однородных членов предложения – «пахнул (повеял), зашептал», «взошел, глядится», «тени, блеск» – как средство точнее описать происходящее;
- контекстуальные антонимы – «тени – блеск» – дают автору возможность описать причудливую игру света на поверхности волн;
- синтаксический параллелизм – «Что за … ночь! Что за тени и блеск!» – яркий, привлекающий внимание прием, который создает необходимый акцент на авторской мысли;
- риторическое восклицание – «Как говорит… плеск!»;
- религиозную лексику – «душа», «Бог».
Лирический герой ассоциирует природу с храмом. В ней все созвучно умонастроению персонажа. Каждая строка проникнута тихим восторгом и ожиданием чуда. Автор словно подчеркивает гармонию природы, косвенно противопоставленную несовершенству мира людей.