«Седой одуванчик» К. Бальмонт
Одуванчик, целый мир, Круглый как земля, Ты зовёшь меня на пир, Серебря поля. Ты мне ясно говоришь: Расцветай с Весной. Будет нега, будет тишь, Будь в весельи мной. Поседеешь, отцветёшь, Разлетишься весь. Но тоска и страхи – ложь, Счастье вечно здесь. Поседеешь, но седой Помни свой черёд. Будешь снова золотой, Утром, через год.
Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Былинки».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Седой одуванчик»
Стихотворение было написано в 1905 году по возвращении автора из длительной заграничной поездки. В этот период, несмотря на усиление революционных настроений, в творчестве К. Д. Бальмонта по-прежнему часты важные философские обобщения, облеченные в лирическую пейзажную форму.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- сравнение – «круглый как земля (отсылка к форме земного шара)»;
- обращение – «одуванчик, целый мир» – является элементом олицетворения основного символа – растения, ясно выделяет объект речи;
- олицетворение – «ты (одуванчик) зовешь … на пир, ты … говоришь», «седой одуванчик» – очеловечивая цветок, автор делает его проводником основной идейно-философской мысли;
- лексический повтор – «будет нега, будет тишь»;
- метафоры – «серебря поля» – то есть покрывая их ковром побелевших цветочных головок, словно слоем серебра, «будь в весельи мной» – призыв лирическому герою ощутить «оптимизм» цветка, перенять свойственную ему радость жизни;
- ряды однородных членов предложения – «поседеешь, отцветёшь, разлетишься», «тоска, страхи», позволяющие всесторонне описать действия и чувства;
- эллипсис – «страхи – (есть) ложь», сокращение теста позволяет выпукло подать основные понятия, противопоставить их, создать особый акцент;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «расцветай с весной», «поседеешь, но седой», «будет нега, будет тишь, будь…», создающую необходимый звуковой акцент;
- перифразы – «утром» – означает «весной», которая метафорически названа «утром года», «пир» – подведение жизненных итогов, удовлетворение ими;
- контекстуальные синонимы – «нега, тишь»;
- лексику высокого стиля – «нега (в контексте речи – внутреннее удовлетворение, чувство самодостаточности)»;
- контекстуальные антонимы – «седой – золотой», «тоска – счастье».
Талант большого творца состоит в поэтизации обыденных вещей и явлений. Вот и обычный луговой цветок одуванчик становится у Бальмонта планетарным символом мира (Земли) – и по сходству формы, и по цикличности перемен; а Весна – символ этих перемен, инструмент и субъект действия, и ее особое, личностное значение подчеркнуто написанием с заглавной буквы.
В рамках произведения К. Д. Бальмонт, возможно, не осознавая этого, проводит мысль о смирении – «помни свой черед», о недопустимости уныния, о счастье вечной жизни, о вечном возрождении и природы, и человека в новом качестве.