Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«Седой одуванчик» К. Бальмонт

Одуванчик, целый мир,
‎     Круглый как земля,
Ты зовёшь меня на пир,
‎‎     Серебря поля.

Ты мне ясно говоришь:
‎‎     Расцветай с Весной.
Будет нега, будет тишь,
‎‎     Будь в весельи мной.

Поседеешь, отцветёшь,
‎     Разлетишься весь.
Но тоска и страхи – ложь,
‎‎     Счастье вечно здесь.

Поседеешь, но седой
‎‎     Помни свой черёд.
Будешь снова золотой,
‎‎     Утром, через год.

Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Былинки».

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Седой одуванчик»

Стихотворение было написано в 1905 году по возвращении автора из длительной заграничной поездки. В этот период, несмотря на усиление революционных настроений, в творчестве К. Д. Бальмонта по-прежнему часты важные философские обобщения, облеченные в лирическую пейзажную форму.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • сравнение – «круглый как земля (отсылка к форме земного шара)»;
  • обращение – «одуванчик, целый мир» – является элементом олицетворения основного символа – растения, ясно выделяет объект речи;
  • олицетворение – «ты (одуванчик) зовешь … на пир, ты … говоришь», «седой одуванчик» – очеловечивая цветок, автор делает его проводником основной идейно-философской мысли;
  • лексический повтор – «будет нега, будет тишь»;
  • метафоры – «серебря поля» – то есть покрывая их ковром побелевших цветочных головок, словно слоем серебра, «будь в весельи мной» – призыв лирическому герою ощутить «оптимизм» цветка, перенять свойственную ему радость жизни;
  • ряды однородных членов предложения – «поседеешь, отцветёшь, разлетишься», «тоска, страхи», позволяющие всесторонне описать действия и чувства;
  • эллипсис – «страхи – (есть) ложь», сокращение теста позволяет выпукло подать основные понятия, противопоставить их, создать особый акцент;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «расцветай с весной», «поседеешь, но седой», «будет нега, будет тишь, будь…», создающую необходимый звуковой акцент;
  • перифразы – «утром» – означает «весной», которая метафорически названа «утром года», «пир» – подведение жизненных итогов, удовлетворение ими;
  • контекстуальные синонимы – «нега, тишь»;
  • лексику высокого стиля – «нега (в контексте речи – внутреннее удовлетворение, чувство самодостаточности)»;
  • контекстуальные антонимы – «седой – золотой», «тоска – счастье».

Талант большого творца состоит в поэтизации обыденных вещей и явлений. Вот и обычный луговой цветок одуванчик становится у Бальмонта планетарным символом мира (Земли) – и по сходству формы, и по цикличности перемен; а Весна – символ этих перемен, инструмент и субъект действия, и ее особое, личностное значение подчеркнуто написанием с заглавной буквы.

В рамках произведения К. Д. Бальмонт, возможно, не осознавая этого, проводит мысль о смирении – «помни свой черед», о недопустимости уныния, о счастье вечной жизни, о вечном возрождении и природы, и человека в новом качестве.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах