Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Бывают дни: я ненавижу…» И. Северянин

* * *

Бывают дни: я ненавижу
Свою отчизну – мать свою.
Бывают дни: ее нет ближе,
Всем существом ее пою.

Все, все в ней противоречиво,
Двулико, двоедушно в ней,
И дева, верящая в диво
Надземное, – всего земней.

Как снег – миндаль. Миндальны зимы.
Гармошка – и колокола.
Дни дымчаты. Прозрачны дымы.
И вороны, – и сокола.

Слом Иверской часовни. Китеж.
И ругань – мать, и ласка – мать…
А вы-то тщитесь, вы хотите
Ширококрайную объять!

Я – русский сам, и что я знаю?
Я падаю. Я в небо рвусь.
Я сам себя не понимаю,
А сам я – вылитая Русь!

Дата создания: 1930 г.

Анализ стихотворения Северянина «Бывают дни: я ненавижу…»

Стихотворение «Бывают дни: я ненавижу…» написано Северяниным в 1930 году. Скитания по Европе, общение в эмигрантских кругах и крайняя нужда ярче высветили значение Родины, где успешно творил и пользовался небывалой популярностью талантливый русскоговорящий поэт.

Небольшое стихотворение отражает огромное душевное напряжение автора, разрывающегося между любовью к России и невозможностью туда вернуться. Значимость темы обусловливает использование архаической лексики – «дева», «тщитесь», «диво» – и небывалое количество средств художественной выразительности в рамках сравнительно небольшого стихотворения, это:

  • гипербола – «ненавижу… мать свою»;
  • инверсия – «бывают дни», «ее нет ближе», «мать свою», «ее пою», «в небо рвусь»;
  • синекдоха – «пою (в значении воспеваю, славлю) всем существом» – отражает искренность автора;
  • лексический повтор – «все, все…»;
  • симплока (повторение слов в смежных стихах или фразах в середине или конце) – «все в ней противоречиво, …двоедушно в ней» – обеспечивает выделение ключевого слова она (читай: Россия);
  • аллитерация (повторение однородных согласных) – «двулико, двоедушно…, дева, верящая в диво надземное…», «Дни дымчаты. Прозрачны дымы» – «работает» на создание образа, интонационно фиксирует внимание читателя;
  • немногочисленные эпитеты – «миндальны зимы», «дни дымчаты», «прозрачны дымы», «вылитая Русь» – ярко раскрашивают ткань стихотворения;
  • сравнение «как снег – миндаль» содержит неочевидный каламбур: следовало бы сказать – «снег, как миндаль»;
  • многосоюзие «и вороны, – и сокола» одновременно является тонкой аллегорией: автор намекает на истинных патриотов (это благородные сокола) и бездумных вороватых псевдолибералов, воронов-падальщиков, которые поспособствовали разрушению великой страны;
  • пример синтаксического параллелизма – «и ругань – мать, и ласка – мать» – является авторской констатацией того, что человеку одинаково ценны и брань любящей матери, и материнская ласка, но он также является аллегорией матерной ругани, посредством которой русские часто выражают диаметрально противоположные чувства;
  • перифраз «ширококрайная (в значении необъятная, огромная)» как замена слову «Россия» – одновременно является эпитетом и ярким авторским неологизмом;
  • анафоры «…вы тщитесь, вы хотите», «Я – русский …, что я знаю? Я падаю. Я… рвусь. Я …не понимаю, а сам я…» позволяет автору акцентировать внимание на себе и своих оппонентах;
  • парцелляция – «Прозрачны дымы. И вороны, – и сокола» – позволяет вычленить главнее;
  • антитеза – «… не понимаю, а я – … Русь!»;
  • риторический вопрос – «…что я знаю?» – и риторические восклицания – «…я – вылитая Русь!», «…вы хотите объять!» – отражают авторскую эмоцию, градус которой поднимается ближе к концу стихотворения;
  • эллипсис – «…я – (между тем) вылитая Русь!»;
  • антонимы – «ненавижу – пою», «дымчаты – прозрачны», «ругань – ласка», «вороны – соколы», «надземное – земное», «гармошка – колокола», «падаю – в небо рвусь», «слом часовни – Китеж (как вершина русского зодчества)» – помогают поэту проиллюстрировать противоречивость русской ментальности.

Стихотворение является признанием в любви своей далекой Родине не понимающего себя русского человека, для которого даже ее суровые зимы «миндальны».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах