Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Бывают дни: я ненавижу…» И. Северянин

* * *

Бывают дни: я ненавижу
Свою отчизну — мать свою.
Бывают дни: ее нет ближе,
Всем существом ее пою.

Все, все в ней противоречиво,
Двулико, двоедушно в ней,
И дева, верящая в диво
Надземное, — всего земней.

Как снег — миндаль. Миндальны зимы.
Гармошка — и колокола.
Дни дымчаты. Прозрачны дымы.
И вороны, — и сокола.

Слом Иверской часовни. Китеж.
И ругань — мать, и ласка — мать…
А вы-то тщитесь, вы хотите
Ширококрайную объять!

Я — русский сам, и что я знаю?
Я падаю. Я в небо рвусь.
Я сам себя не понимаю,
А сам я — вылитая Русь!

Анализ стихотворения Северянина «Бывают дни: я ненавижу…»

Стихотворение «Бывают дни: я ненавижу…» написано Северяниным в 1930 году. Скитания по Европе, общение в эмигрантских кругах и крайняя нужда ярче высветили значение Родины, где успешно творил и пользовался небывалой популярностью талантливый русскоговорящий поэт.

Небольшое стихотворение отражает огромное душевное напряжение автора, разрывающегося между любовью к России и невозможностью туда вернуться. Значимость темы обусловливает использование архаической лексики — «дева», «тщитесь», «диво» — и небывалое количество средств художественной выразительности в рамках сравнительно небольшого стихотворения, это:

  • гипербола — «ненавижу… мать свою»;
  • инверсия – «бывают дни», «ее нет ближе», «мать свою», «ее пою», «в небо рвусь»;
  • синекдоха – «пою (в значении воспеваю, славлю) всем существом» — отражает искренность автора;
  • лексический повтор – «все, все…»;
  • симплока (повторение слов в смежных стихах или фразах в середине или конце) — «все в ней противоречиво, …двоедушно в ней» — обеспечивает выделение ключевого слова она (читай: Россия);
  • аллитерация (повторение однородных согласных) — «двулико, двоедушно…, дева, верящая в диво надземное…», «Дни дымчаты. Прозрачны дымы» — «работает» на создание образа, интонационно фиксирует внимание читателя;
  • немногочисленные эпитеты – «миндальны зимы», «дни дымчаты», «прозрачны дымы», «вылитая Русь» — ярко раскрашивают ткань стихотворения;
  • сравнение «как снег – миндаль» содержит неочевидный каламбур: следовало бы сказать – «снег, как миндаль»;
  • многосоюзие «и вороны, — и сокола» одновременно является тонкой аллегорией: автор намекает на истинных патриотов (это благородные сокола) и бездумных вороватых псевдолибералов, воронов-падальщиков, которые поспособствовали разрушению великой страны;
  • пример синтаксического параллелизма – «и ругань – мать, и ласка – мать» — является авторской констатацией того, что человеку одинаково ценны и брань любящей матери, и материнская ласка, но он также является аллегорией матерной ругани, посредством которой русские часто выражают диаметрально противоположные чувства;
  • перифраз «ширококрайная (в значении необъятная, огромная)» как замена слову «Россия» — одновременно является эпитетом и ярким авторским неологизмом;
  • анафоры «…вы тщитесь, вы хотите», «Я – русский …, что я знаю? Я падаю. Я… рвусь. Я …не понимаю, а сам я…» позволяет автору акцентировать внимание на себе и своих оппонентах;
  • парцелляция – «Прозрачны дымы. И вороны, — и сокола» — позволяет вычленить главнее;
  • антитеза — «… не понимаю, а я — … Русь!»;
  • риторический вопрос – «…что я знаю?» — и риторические восклицания — «…я – вылитая Русь!», «…вы хотите объять!» — отражают авторскую эмоцию, градус которой поднимается ближе к концу стихотворения;
  • эллипсис – «…я – (между тем) вылитая Русь!»;
  • антонимы — «ненавижу – пою», «дымчаты – прозрачны», «ругань – ласка», «вороны – соколы», «надземное – земное», «гармошка – колокола», «падаю – в небо рвусь», «слом часовни – Китеж (как вершина русского зодчества)» — помогают поэту проиллюстрировать противоречивость русской ментальности.

Стихотворение является признанием в любви своей далекой Родине не понимающего себя русского человека, для которого даже ее суровые зимы «миндальны».

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах